Киев продолжает ждать коварного нападения Москвы. Не будем вспоминать, что сам Киев с 2014 года заявляет, что Москва уже напала на Украину. Но это мелочи. Украинские граждане, по крайней мере большая их часть, ждут и никак не дождутся, этого «нападения». Уж слишком сильно эти «зрадныки» привязались к ранее доступному электричеству и отоплению.
Однако возникает вполне логичный вопрос, а Россия готова принять Украину в состав федерации? Или, учитывая миролюбивые аппетиты наших европейских соседей, хотя бы часть Украины? И какова «цена» Украины?
Кто гроши платить будет?
На данный момент государственный долг Украины перевалил за 95 миллиардов долларов. При этом госбюджет на 2022 год был утверждён на уровне около 49 миллиардов долларов. Т. е. долги Украины в два раза больше годового бюджета. А, как нам известно, западные «инвесторы» за своими деньгами приходят всегда.
И вопрос даже не в том, кто эти «инвесторы». Вопрос в том, а во что вообще на данный момент можно инвестировать на Украине? «Южмаш» фактически не работает, Кременчугский сталелитейный завод ― банкрот, Одесский припортовый завод функционирует в «режиме невралгии», легендарный ЗАЗ на грани закрытия и т. д.
Знаменательно, что в стране, которую западные «союзники» якобы собирались сделать аграрной сверхдержавой, «Львовсельмаш», крупный производитель сельскохозяйственной техники, официально признан банкротом ещё в 2016 году.
Также примечательно, что Украина, яростно ведущая «борьбу» с русским агрессором, в конце 2021 года не менее яростно сносила корпуса завода «Арсенал» в Киеве. «Арсенал» был одним из старейших предприятий военно-промышленного комплекса, основанным ещё в правление Екатерины II. Завод пережил и Первую мировую, и Гражданскую, и Вторую мировую войны. А вот период незалэжности он пережить не смог. Кстати, на месте «Арсенала» планируют построить фуд-холл. В переводе на русский — базар.
Подрыв Будянского фаянсового завода
Злые языки утверждают, что на Украине и кушать-то нечего. Не хотелось бы показаться глумливым, но не то что кушать нечего, но и не из чего. 2 ноября 2021 года направленным взрывом был уничтожен крупнейшей корпус Будянского фаянсового завода. Этот завод, производивший в том числе и высокохудожественную фарфоровую посуду, был основан русским промышленником Матвеем Кузнецовым в 1886 году.
Однако если кому-то покажется, что автор сгущает краски, то стоит привести жёсткие слова директора департамента экономической политики Федерации работодателей Украины Сергея Саливона (приведено в сокращении):
«У нас крупных заводов правда нет. Они уничтожены. Крюковский вагоностроительный завод как работал с небольшой загрузкой, так же и работает… Харьковского завода транспортного машиностроения имени Малышева де-факто не существует ― это секрет Полишинеля. “Южмаш” — примерно то же самое».
Как говорится, на нет и суда нет.
Аграрная сверхдержава закупает огурцы
В 2016 году посол США на Украине Джеффри Пайетт заявил, что «Украина уже является одним из крупнейших производителей сельскохозяйственных товаров, но она должна стать аграрной сверхдержавой». Тогда меня терзали смутные сомнения. Каким образом Украина станет сверхдержавой, пусть даже аграрной, без должного уровня автоматизации и механизации? А ведь и тракторные заводы на Украине доведены до банкротства. Не говоря уже о драконовских нормах в ЕС и отчаянной конкуренции.
Мои сомнения подтвердились наглядно буквально через пару лет, как только Украина взяла курс к аграрной «сверхдержаве» по щелчку Пайетта. Сухие данные статистики говорят о том, что в 2019 году Украина поставила рекорд по импорту картофеля, в том числе и из России. В 2020 году Украина заняла место основного импортёра российской свинины. До сих пор она входит в пятёрку главных покупателей свинины на рынке РФ.
А в прошлом году Украину потрясла ещё одна зрадная весть. По данным за ноябрь, оказалось, что незалэжная впервые в истории начала закупать за границей огурцы. Но главная зрада сей новости заключалась в том, что самыми конкурентными на рынке оказались огурцы из России. В украинской прессе об этом писали с таким пылом, словно у огурцов есть и национальность, и гражданство.
Конечно, на это могут возразить рекордными показателями по экспорту украинской пшеницы и подсолнечного масла. И, исходя из показателей, это реальность, но реальность неутешительная. Все эти рекорды поставлены ввиду следующих факторов: низкие мощности перерабатывающей промышленности, аннигилированная логистика и банально нищий внутренний рынок.
Т. е. аграрные бизнесмены вынуждены как можно быстрее сбывать с рук собранный урожай. А главными рынками для украинцев остаются Китай и страны Азии, а отнюдь не ЕС. И данная ситуация по принципу домино бьёт по украинским же животноводам и птицеводам, т. к. у них наблюдается острая нехватка кормов. Разумеется, на всю эту безрадостную картину наслаивается энергетический кризис, в который Украина с её «европейским» курсом втянута автоматически. Прямо сейчас украинские теплицы просто прекращают свою работу, ибо их хозяева не могут себе позволить платить за газ по нынешним ценам.
Так закатилась не просто мечта об аграрной «сверхдержаве», но даже набивший оскомину миф об украинской житнице уходит в прошлое.
Эх, дороги…
В какой-то момент украинской катастрофы появилось такое выражение «инфраструктура пленных не берёт». Оно крайне верно характеризует ситуацию. И эту ситуацию автору пришлось в прямом смысле слова прочувствовать на себе.
Пару лет назад я посетил Донбасс. Границу я пересёк классическим для Украины способом — на «бусике», так именуют микроавтобусы. Какой же контраст ощутил мой организм, когда я покинул страну «плохих» дорог. Трасса, ранее напоминавшая бескрайнюю взлётно-посадочную полосу, мигом превратилась в чёрную дыру. Скорость авто, некогда превышавшая сотню, после пересечения границы упала до 25 км/ч.
О качестве дорожного полотна говорить не приходится в принципе. Местами оно есть, местами его заменяют выбоины глубиной до тридцати сантиметров, а местами асфальт вовсе отсутствует. Также отсутствует уже привычная для нас придорожная инфраструктура. Заправочные комплексы с магазинами, буфетами и банкоматами как в Донбассе, так и на Украине — звери редкие, краснокнижные. Украинская заправка — это советский артефакт, в лучшем случае покрашенный и прикрытый от дождя и снега листовым железом. Автор ехал отнюдь не по местам боёв, а по остаткам даже не украинского, а советского наследства, которое Украиной нещадно эксплуатировалось.
Личный опыт, конечно, всегда несёт на себе отпечаток субъективности. Поэтому вернёмся к сухой статистике. Ещё в 2018 году компания «Киевавтодор» отмечала, что только в столице 89,9 проц. улично-дорожной сети требует срочного ремонта. Что же касается всей Украины, то даже бывшему премьер-министру Владимиру Гройсману пришлось признать, что до 97 процентов украинских дорог находится «в ужасном состоянии» и «десятки лет никто должного внимания этому не уделял».
Что же касается украинских железных дорог, то с ними ситуация аналогичная. Общий износ подвижного состава составил 90 процентов. Более трети самих путей требует срочной реконструкции, а остальные изношены на 50 процентов. Не говоря уже о мостах, которые имеют привычку «уставать», как невольно метко высказался Виталий Кличко.
Греты Тунберг на вас нету!
В прошлом году консультант биоэнергетической ассоциации Украины Алексей Эпик заявил, что страна подошла к критической отметке из-за сильного урона лесам, т. к. уже уничтожено пять процентов лесного фонда. Лысеющие Карпаты, быть может, самая яркая иллюстрация к процессу уничтожения лесных ресурсов Украины, за которым последует банальное опустынивание земель. Тяжесть положению придаёт наличие на западе страны «Янтарной республики», в которой независимость определяется хозяевами криминального бизнеса добычи янтаря.
Не в лучшем состоянии и главная водная артерия Украины — Днепр. Неконтролируемое загрязнение реки бытовыми отходами, обмеление, сброс промышленных вод, браконьерство и «цветение» реки. Все эти факторы грозят дефицитом питьевой воды и водных ресурсов как таковых.
Последнее к тому же ведёт к усугублению положения энергетики. Как ни странно, пугает не только состояние АЭС Украины, каждый «чих» которых отдаётся икотой и в России, и в ЕС, но и состояние каскада днепровских ГЭС. Сейчас часть дамб Украины на Днепре находится в опасном состоянии, но ремонтировать их власти не спешат.
Лысеющие Карпаты
Каскад днепровских дамб начинается севернее столицы с Киевской ГЭС в Вышгороде. Если рухнет Киевская ГЭС, то далее начнётся всё тот же эффект домино. А крах венца каскада легендарного Днепрогэса обернётся экологической катастрофой, вполне сравнимой с Чернобыльской. Ещё в 1997 году детальное обследование объекта показало наличие трещин более чем в двух десятках бетонных элементов.
Конечно, была запланирована крупная реконструкция. К концу 2002-го заменили оборудование машинных залов и… всё. С тех пор рабочие появились на ГЭС только для того, чтобы спилить с неё советскую символику. Прогнозируемые последствия обрушения только Днепрогэса схожи с апокалипсисом: в некоторых районах Запорожья вода поднимется на 12 метров, полного спада воды придётся ожидать только на четвёртый день, дома будут смыты или погребены под метровым слоем мусора и ила. Разумеется, наружу вырвутся нечистоты и токсичные отходы, что повлечёт тяжелейшую эпидемиологическую ситуацию.
Тяжёлое положение на днепровском каскаде подтвердили даже американские «союзники» Украины. В 2016 году все плотины каскада обследовала делегация инженерных войск США. Выводы неутешительные, т. к. состояние плотин и шлюзов было оценено как критическое.
Почему известная шведская девочка с маниакальными идеями ещё не носится по Украине — загадка.
Не было печали, президенты подписали
Киевская власть уже давно занимается лишь симуляцией государственной деятельности. Каждый следующий президент страны клянёт во всех бедах предшественника, а тот, в свою очередь, не несёт никакой ответственности. Эта закономерность полностью развязывает киевской власти руки, которая действует по принципу «после нас хоть потоп». О последствиях принятых решений они и не думают. Поэтому, когда говорят, что Владимир Зеленский играет роль, это не просто отсылка к его актёрской карьере. Это реальность института украинского президентства.
В 2020 году Зеленский устроил вояж по Европе, а в Британии он подписал соглашение о сотрудничестве в военно-технической сфере. На самом деле за этим документом стоит кредит на сумму в полтора миллиарда долларов. Эти деньги, в свою очередь, должны быть потрачены на постройку серии катеров. А сами катера будут строиться, конечно, на британских верфях. Т. е. кредит уходит в пользу западного «казино», а долг повесят на Украину.
Но это были только цветочки. К концу всё того же 2020-го Зеленский так разошёлся, что одобрил подписание соглашения с турецким государственным оборонным концерном о поставках для ВМСУ серии корветов типа «Ада». Это корабли совсем другого класса, нежели прочий украинский катерный металлолом. И видимо, цена для Украины будет столь высока, что подробности соглашения не разглашаются.
А в августе 2021-го Зеленский и вовсе заявил о подписании меморандума между Украиной и компанией Westinghouse Electric о совместном строительстве энергоблоков Хмельницкой АЭС. Проект оценили в 30 млрд долларов.
Кто будет платить за банкет? Ведь крупным корпорациям глубоко безразлично, чей флаг реет над Банковой улицей в Киеве. У них в активе договоры, по которым только неустойки исчисляются миллиардами долларов.
Мы делили апельсин, много нас, а он один
Летом 2021 года экс-депутат Верховной рады Евгений Мураев дал крайне печальный прогноз для Украины:
«Мы же понимаем, что Югославия была не последняя страна, которую разделили в прошлом веке, в этом веке это, скорее всего, будет Украина. Мы нежизнеспособны экономически, мы не в состоянии себя содержать, мы не имеем будущей перспективы, мы живём в кредит».
Как это ни покажется фантастичным, но на Украину претендуют и Польша, и Венгрия, и даже нищая Румыния, войска которой оставили по себе знатную память ещё в Одессе времён Великой Отечественной.
Конечно, самым активным игроком в этом ряду является Польша, где регулярно проходят парады местных националистов под лозунгом «Помним о Львове и Вильнюсе». Официальная же Варшава раздаёт украинским гражданам «карты поляка», как фантики. Тем же занята Венгрия и Румыния. Правда, румыны и венгры сразу выдают полноценный паспорт. Украинские журналисты подозревают, что на данный момент одних «венгров» по Украине ходит около 300 тысяч человек.
Карта Польши со Львовом изображена на польском пассажирском поезде
Таким образом, при вступлении хотя бы части Украины в состав России мы столкнёмся не с сопротивлением немощного Киева, а с сопротивлением стран ЕС уже непосредственно на границе. А маниакальная и суицидальная жадность Польши до чужих земель известна всем.
Привет, соотечественники!
В первое послемайданное лето друг автора, работавший на одной из баз отдыха под Новороссийском, рассказал интереснейшую историю. Когда хлынули беженцы с Украины, часть их разместили как раз в санаториях, базах и домах отдыха. Группа беженцев квартировала и на базе моего друга.
Через пару дней между ними вспыхнул нешуточный конфликт, превратившийся в мордобой. Внезапно выяснилось, что часть «беженцев» ими и не является. Более того, они не являются и мигрантами. Просто несколько семей с Западной Украины, где никаких боевых действий не было, позарились на дармовой отдых. И не просто позарились, но и требовали для себя номера с видом на море и прочие привилегии. В сторону же донбасских вроде бы соотечественников проявляли откровенную агрессию. В итоге этих уроженцев Луцка, Львова и Ровно пришлось выпроводить.
Ситуация бытовая, но с очень далёкими последствиями. И заметьте, конфликт произошёл среди ещё формальных граждан Украины. Но Украина способна принести не только сюрпризы этнополитического толка.
Все пограничные территории Украины втянуты в контрабандный бизнес, со всеми вытекающими последствиями. Уровень коррупции колоссальный. Взяточничеством проникнуто всё — от овощных ларьков до заводов. А вот существование полноценных боевых групп, питающихся за счёт того или иного нелегального бизнеса, это куда серьёзнее, нежели «крышевание» магазинов.
Бои в Мукачеве
И группы эти проявляют такую прыть, что способны единолично и открыто оказывать сопротивление государственным структурам. На это прямо указывают ныне подзабытые бои в Мукачеве Закарпатской области. В 2015 году там столкнулись бандиты, выступающие под вывеской «Правого сектора» (запрещённая в России организация), и сотрудники МВД Украины. Позже в противостояние втянулись и СБУ, и отряды спецназа.
Политолог Ростислав Ищенко обрисовал подоплёку боестолкновений просто:
«Речь шла именно о переделе контрабандных потоков. Мукачево — это регион, в котором контрабанда всегда процветала и все местные элиты с неё жили. Если у вас в руках оружие, то вы будете и его применять для того, чтобы отстоять свои бизнес-интересы».
Т. е. если сгладить острые углы этнических, культурных и политических вопросов ещё реально, то вот удовлетворить аппетиты классических бандитских групп, выступающих за насущные финансовые интересы, невозможно. И будьте уверены, эти интересы мигом запакуют как раз в политическую обёртку.
Итог печален, Украина — это очень «богатое» наследство. А Россия по старой привычке классический западный колониализм не практикует. Вошедшие в состав нашей страны территории мы мгновенно начинаем тянуть до нашего уровня по качеству жизни. Крым ― наглядное тому подтверждение.
На данный момент объективно сосчитать «цену» Украины нельзя. Ведь кризис этой страны носит системный характер, т. е. затронул все сферы жизни. А реальная цена будет складываться уже не только из сотен миллиардов, но и из человеческих жизней. Ситуация близка к патовой. С одной стороны, сам проект «Украина» являет собой постоянный очаг напряжённости у наших границ. С другой, его обнуление и вхождение части территорий в состав России вызовет проблемы едва ли не большие, нежели сейчас. И как бы автор ни приветствовал возвращение русских земель, необходимо быть прагматиками.
Сергей Монастырёв,
специально для alternatio.org