С каким настроением провожают украинцы уходящий год? Результаты недавнего опроса Киевского международного института социологии свидетельствуют о том, что количество граждан, считающих, что дела в стране движутся в неправильном направлении, растет ― по состоянию на конец октября таких уже 71,1 процента. О правильном направлении говорят лишь 15 процентов опрошенных. Вполне предсказуемые цифры, отражающие очередной поворот знаменитого колеса генотьбы. Удивляться тут нечему.
Гораздо интереснее узнать, что именно вдохновляет жителей страны на восьмом году победы великого майдана. Есть ведь и очевидные выгодополучатели плодов «революции достоинства», ее, так сказать, законные бенефициары. Принято считать, что в основном это выходцы из Западной Украины. Ведь именно их мировоззренческая парадигма стала доминирующей и даже во многом официальной идеологией сегодняшнего Киева. Поэтому резонно поинтересоваться, что именно, помимо глубокого морального удовлетворения, ощущают эти люди сегодня?
Начнем с духовных отцов нации. Для местной «интеллигенции» революция стала вожделенным моментом славы. Они в основной своей массе были бы рады спекулировать на своих «патриотических подвигах» всю оставшуюся жизнь. Но начинают нервничать, когда понимают, что судьба беспрекословных светочей революции в героическом пантеоне украинской нации им не светит. Заслуженный патриот галицкой литературы Юрий Андрухович откровенно признается: «Когда мы находились внутри второй революции, Революции достоинства, как раз она фонтанировала текстами, фонтанировала поэзией и фонтанировала фейсбучными сообщениями. Такого расцвета гражданской публицистики, который был в те месяцы, я больше не помню. Но когда она завершилась ― началась война. И это, кроме всего прочего, еще и остановило нам на взлете авторефлексию. Путин остановил своим вторжением рефлексию по поводу Майдана. Нам оказалось не до того. Надо паковать вещи волонтерам, надо собираться в армию, кто-то просто оцепенел от ужаса… И чем дальше, тем печальнее это выглядело. Потому что возник двойной вызов с внешней агрессией и внутренним сопротивлением бывших».
Неблагодарное население ощущает определенную усталость от непрестанного восхваления новоявленных героев творческих битв за светлое будущее. Посему обделенные искренним уважением мастера пера и кисти страдают и жалуются на «внутреннее сопротивление бывших». Хотя, казалось бы, уж кому, как не им, впору расслабиться и наслаждаться плодами победы на полную. Их нехитрые идеологемы о культурных европейцах-галичанах, ведущих праведную борьбу с «русскими варварами», пользуются не только моральной, но и финансовой поддержкой властей. На государственном уровне узаконены бессмысленные этническо-племенные ритуалы: бесчисленные праздники вышиванки, хустки, борща и тому подобной дребедени. Что же мешает расслабиться? Страх. Животный страх мелкой личности однажды ответить за свои действия по закону.
Поэтому приходится заниматься аутотренингом и уговаривать самих себя в необратимости наступивших в стране изменений. Процитируем типичный пост западноукраинского активиста-патриота в социальных сетях: «Если Путин на полном серьезе, а не как блеф планирует бросить всю армию на Украину, то это означает одно ― никакой другой возможности нас вернуть в совковое стойло он уже не видит. Ни баблом, ни своими шестерками из коллаборантских партий, ни ватой и предателями, которых, к сожалению, среди политиков и богатых людей чертовски много. А значит, точка невозвращения очевидна даже ему».
И даже абсолютная очевидность того факта, что Галичине никакой возврат «в совковое стойло» уже не грозит, так как она из него, по сути, никогда и не выходила, не может рассеять внутреннюю неуверенность этих людей. Равно как и удовлетворить их финансовые аппетиты в ситуации, когда за казенный патриотизм будут платить все меньше и меньше. По банальной причине экономического кризиса, а также возрастающего равнодушия некогда щедрых западных хозяев.
В этих условиях инстинкт антиэлиты будет подталкивать расово правильную интеллигенцию к критике любой киевской власти. Не потому, что она запрещает восхвалять Бандеру, а потому, что плохо кормит. А что же власть? Она по определению будет и дальше изображать бурный восторг от происходящего, рапортовать о невиданных реформах и анонсировать будущие прорывы. И это вполне логично, так как для украинской Украины история завершилась великой победой в феврале 2014 года. И дальнейшее развитие страны отныне и навсегда является лишь делом реформаторской техники в тесном кругу любвеобильных иностранных партнеров.
Как говорит руководитель группы поддержки Украины в Европейской комиссии Катарина Матернова: «Наши коллеги работают, предоставляя советы и лучшую экспертизу в конкретных сферах, чтобы поддерживать реформы, которые предпринимаются Украиной. Проводить реформы ― это как взбираться на гору на велосипеде: ты не можешь остановиться посреди пути, потому что скатишься назад. Мы тут, чтобы поддержать Украину в продолжение усилий, которые направлены на реформирование и изменения. Я думаю, что есть видимый прогресс, но больше еще должно быть сделано».
В украинских реалиях в гору на велосипеде тщетно тащатся одни (основная «быдломасса»), а на вершине спокойно себе стрижет купоны верхушка «керманычей» и «гетманов». Узкая прослойка обслуживающего персонала в принципе также не имеет причин особо жаловаться на жизнь. Но народ попроще занят не изучением творчества Андруховича или анализом полета мысли Зеленского. Он выживает как может. Тем не менее причинно-следственных связей между своим незавидным положением и политикой майданной власти предпочитает не замечать. Так как в противном случае может рухнуть вся сакральная картина «украинского мира», чьи страдания обусловлены исключительно борьбой за выход из «российского рабства».
Киевский философ Владимир Никитин полагает, что архетипу украинской ментальности среди прочего соответствует вера в «миф о герое». Лютая ненависть и презрение (в значительной мере обоснованные) к любой местной власти сочетаются в народе с инфантильным сказочным ожиданием на приход мессии-супермена, способного в одиночку переломить ход невеселой украинской истории. Галичане, соответственно, мечтают о приходе ультрапатриота, самого «щирого» и «свидомого», который позволит наконец геополитическим маргиналам «запануваты» от души на подаренных проклятым совком землях. «Променяли мы Гетмана на малоросса-наркомана», ― рифмует киевский юморист-еврей (!) Дмитрий Чекалкин, потакая настроениям этой публики. И у «истинных» украинцев возрождается в душе надежда, что их глубинные комплексы рано или поздно снова будет удовлетворять сывочолое пыхатое чмо.
При этом, правда, тешить самолюбие «гетман» обязан, но воевать за него никто особо не собирается. Недавняя истерия по поводу очередного вторжения в нэньку орд Путина не на шутку обеспокоила местную громаду. Публично все, конечно же, выражали готовность умереть в бою с москалями прямо на подступах ко Львову или даже под самой Варшавой. Но в конфиденциальной обстановке многие чересчур внушаемые граждане западноукраинских земель не на шутку волновались о судьбе своих детишек призывного возраста и пребывали в жутком волнении и пессимизме.
Но есть ли вообще повод для оптимизма народных масс уже сейчас? Не утруждаясь системным анализом ситуации, его всегда можно отыскать. Действительно, за последние годы отремонтировали дороги между областными центрами и основными населенными пунктами. Это, конечно, не хай-тек, но езда стала более-менее комфортной. Большинство сервисных государственных услуг перевели в электронный формат и сделали более удобными и доступными населению. В западноукраинских городах наблюдается определенный рост жилищного строительства и ритейла. Но почему, собственно, эти естественные для большинства нормальных стран вещи нам предлагают считать заслугой майдана, так или иначе обвалившего экономику Украины вдвое? Все эти вещи не были бы возможны в случае спокойного существования страны и сохранения нормальных отношений с Россией? Сумасшедший рост коммунальных платежей с лихвой компенсирует значение всех упомянутых «перемог» для простых граждан, которые с трудом находят возможности для достойного заработка на родной земле.
Ведь главным джерелом (источником) доходов для местных жителей остается пресловутое заробитчанство. За границей (без учета России) постоянно пребывает минимум три миллиона украинских трудовых мигрантов. В основном они предпочитают вакансии в Польше ― туда едет 54 процента всех работников, но в то же время большой процент украинцев едет в Чехию, Германию, Словакию и Израиль. Средняя зарплата для работников в Польше ― 25 тыс. грн; в Словакии ― 28 тыс. грн, работая официантом в Израиле и Швеции, можно получать 61 тыс. грн в месяц, штукатуром в Литве ― 60 тыс. грн, а сантехником в Германии ― 50 тыс. грн. Такая ситуация, с одной стороны, способствует дополнительному притоку в Украину валюты. Но одновременно генерирует множество социальных проблем.
Журналистка Татьяна Барва констатирует, что «родители-эмигранты, выехавшие за границу в поисках работы, часто наносят своим детям глубокие психологические травы, совсем не желая этого. Вот где одна из самых больших катастроф ― заброшенные дети. Шокирует современное положение многих семей, в которых мама для детей ― это только “присылающая семье деньги”, или так называемая женщина-банкомат. Эта тема очень остра и актуальна для нынешнего мира. Этот “синдром заробитчанина” заставляет оставлять детей на дедушек, бабушек, соседей или знакомых и ехать зарабатывать, чтобы вернуться в Украину и построить счастливую жизнь. Однако, решая вопросы материального обеспечения, родители лишают своих детей надлежащего внимания и заботы. И когда возвращаются, то их застает совсем “не сладкая” жизнь в достатке, на которую они так надеялись».
Местное население уже полностью свыклось с этими проблемами. Дети заробитчан выросли, и многие из них отправились по стопам родителей. В чем заключается пресловутое достоинство украинцев, ради которого совершали «революцию», они толком объяснить не могут. Но мотаются по Европам и Америкам в поисках трудовой копейки с завидным упорством. Сейчас, например, выгодная конъюнктура сложилась для дальнобойщиков. Что будет дальше, посмотрим. Однако, так или иначе, укорениться и достойно существовать в собственной стране они даже при желании не могут. А поэтому лишних критических вопросов себе стараются не задавать, ограничиваясь лишь примитивными дежурными проклятиями в адрес властей в ожидании прихода очередного мессии. И в этом, наверное, и заключается их неисчерпаемый евроинтеграционный оптимизм и особая любовь к свободе, отличающая их от «отсталых москалей».
Но вернемся к общенациональной статистике. Cвой голос за Зеленского сейчас готовы опять отдать 30 процентов респондентов, которые планируют принять участие в голосовании и точно определились с выбором. Второе место по уровню поддержки среди украинцев занимает пятый президент Петр Порошенко, которого готовы поддержать 22 процента определившихся с выбором респондентов. На третьем месте рейтинга находится нардеп экс-спикер Верховной рады Дмитрий Разумков (девять процентов голосов определившихся), четвертое делят между собой нардепы Юрий Бойко и Юлия Тимошенко (у обоих по шесть процентов), пятое ― экс-премьер Владимир Гройсман и политик Игорь Смешко (у каждого по пять процентов).
Вы еще надеетесь на позитивные перемены в этой стране, непрерывно вручая власть людям, которые ее методично уничтожают все годы независимости? Вы кричите, что у вас, кроме них, нет никого. Но если народ способен выдвигать из своих рядов во власть лишь подонков, убийц, воров, клоунов и проституток, то, может, проблема не в украинской власти, а в том, кто ее порождает?
Тимофей Марков,
специально для аlternatio.org