Миллениал обыкновенный
Чем дальше и дольше в мире разворачивается коронавирусная свистопляска, тем чаще люди пытаются осмыслить происходящее. Даже термин придумали - «новая реальность». Уж не знаю, насколько она новая, особенно с тем учётом, что за свою историю человечество не раз проживало мировую пандемию какой-нибудь смертельной гадости, оказываясь впоследствии в той самой «новой реальности». Но некая новизна во всём этом, безусловно, присутствует.
Как мне кажется, обусловлено это в первую очередь тем, что в прежние «староглиняные» времена человек, как он есть слаб, воспринимал происходящее в качестве небесной кары и относился к этому соответственно своему заведомо подчинённому положению. И если у людей условно старшего возраста некое уважение к силам природы ещё осталось, ведь сколько раз мы вступали с ними в противоборство и сумели убедиться в их могуществе, то те, кого принято называть миллениалами, или поколением Y, зачастую не только не знакомы с этими силами, но и о природе-то знают лишь по картинкам в инстаграме.
Для тех, кто не в курсе, пару слов о том, что же это за зверь такой - миллениал. Исходя из нескольких общепризнанных, хотя и слегка противоречащих друг другу объяснений, этим вычурным термином принято называть тех, кому повезло родиться на стыке двух тысячелетий, где-то между началом перестройки и вползанием в тучные нулевые. Но дата рождения здесь не главное. Поколение Y - это прежде всего индивиды, которым сложно понять, как раньше люди жили, общались, договаривались о встречах и в результате всё-таки встречались, не имея под рукой мобильных телефонов.
Представитель этого загадочного вида, оказавшись без связи в малознакомой части вполне себе родного города, ощущает себя потерянным и беспомощным, как двухмесячный щенок. Для нормального повседневного функционирования «миллениалу обыкновенному» жизненно необходимы смартфон, планшет, ноутбук и постоянный доступ к быстрому интернету. Вацапы, вайберы, снапчаты и прочие мессенджеры способны чуть менее чем полностью удовлетворить потребность объекта в общении. Выход в офлайн считается чем-то из ряда вон и оттого практикуется с частотой, стремящейся к нулю.
Помимо вышеперечисленных, среди основных слабых мест миллениалов беспристрастные демографы и социологи выделяют потребность в разнообразии, быстрое «выгорание» от рутинной работы, медленное взросление, инфантильное отношение к жизни и семье, но при этом неуёмную жажду славы, чрезмерную самооценку и чрезвычайно завышенное ЧСВ - чувство собственной важности/величия.
И после всего этого стоит ли удивляться тому, что люди, соприкасающиеся с реальностью не иначе как из «окна» своего персонального гаджета и привыкшие форматировать её под свой личный «стайл» и «лук», в принципе не в состоянии осознать, что есть нечто, способное нарушить их планы. Даже пункты бизнес-контрактов, где говорится о форс-мажоре, в их восприятии - не более чем дань некоему ритуалу или давным-давно установленной форме. И тут, надо же, те самые обстоятельства непреодолимой силы. Как так-то?
Поколение Y
Внезапно, как тот самый пушистый полярный зверёк, в привычную и вполне понятную, пусть и не всегда полностью соответствующую нашим желаниям жизнь, пришла большая проблема. Проблема, которая так или иначе коснулась буквально каждого и не постеснялась нас поставить перед фактом: как мы привыкли - больше не будет, а как будет — пока никто толком понять не может. Но самое пугающее, что перед многими встал практически гамлетовский вопрос «быть или не быть». Не в смысле физического выживания, хотя, увы, может произойти и такой печальный поворот, а в разрезе перспектив собственного бытия, то есть поиска того самого смысла нашего существования. И некая злая ирония состоит в том, что острее всего этот вопрос встал перед теми, кто раньше, в докоронавирусные времена, меньше всего о нём задумывался. Перед этим самым поколением Y.
Раньше было как: жизнь ради удовольствия, работа — продолжение стиля жизни. Это вам не советский стиляга 50-х, который весь день, условно говоря, мог быть прилежным студентом, библиотекарем или даже токарем, а вечером превращался в отвязного рок-н-рольщика. У нынешних всё фундаментально. Настоящий миллениал должен быть бизнес-коучем, фитнес-тренером, арт-директором, ну или на худой конец - барбером или бариста. А на вершине этой социальной пирамиды находятся блогеры, коих в теперешнее время развелось на любой цвет и вкус — от пустоголовых фитоняш в инстаграме до «дофига умных» интервьюеров с YouTube.
И это ж надо было такому случиться, что в один «прекрасный» день всё это накрылось китайским медным тазом с надписью COVID-19. Внезапно оказалось, что никого не интересует личностный рост, когда жизнь скукожилась ровно до пределов собственного жилища, никому нет дела до красоты бороды и усов, если за порог ни-ни, и буквально всё равно, каким лаком покрашены коготки любимой собаки, да и покрашены ли вообще, если максимум, что тебе позволено, — это, строго соблюдая социальную дистанцию, выгулять своего четвероногого питомца в 100 метрах от собственного дома. Караул!
Кто теперь оценит ваше мастерство росписи на кофейной пене, если большинство, сидя дома, пьёт растворимый, совершенно не заботясь о том, какой кофе нынче в тренде. И для кого теперь, скажите, постить стильные фото из серии «сказочное Бали», если и добраться туда можно разве что вплавь, да и подписчикам явно не до экзотических красот. Запертые карантином в четырёх стенах своих, скажем честно, маленьких квартир и потихоньку сходящие с ума, они могут ведь ещё и дизлайком огреть по самое не балуй. Даже топовые блогеры, волей-неволей следуя за настроением своей аудитории, потихоньку уходят от тем, «как часто кто-то, пардон, др…чит и сколько при этом зарабатывает», и всё чаще задаются вопросом, как выжить в условиях, когда всё, к чему ты привык, схлопнулось, да и сам ты, ещё вчера мнивший себя королём курорта и властителем дум, перестал быть кому-то так уж нужен и интересен.
In «дошик» veritas
Но миллениал не был бы миллениалом, если бы даже в столь кризисных условиях не потерял своей высокомерной способности смотреть свысока на сограждан, попавших в такую же трудную ситуацию, но не обременённых «высшим» знанием об «истинных» ценностях стильной и правильной жизни. Один из рупоров этого странного сообщества журнал The Village разместил на своём портале в рубрике «Эксперимент» прелюбопытнейший материальчик под названием «Редакция дегустирует лапшу быстрого приготовления. И остается жива». Для того чтобы понять суть данного экстремально-гастрономического исследования, стоит привести небольшую выдержку из преамбулы к статье.
«В самоизоляции кулинарные эксперименты либо достигают небывалых высот, либо идут на спад — домашнюю готовку теснят доставки и готовые продукты. Мы решили обратить внимание на промежуточный вариант — лапшу быстрого приготовления, которая не требует особых навыков. Редакция, рискнув животами, протестировала самые разные виды бич-пакетов - от копеечных до самых элитных».
Бич-пакеты, значит… Для тех, кто запамятовал, напомню, что слово «бич» в определённой коннотации тождественно слову «бомж». Вот так вот скучающие «редакторки» гламурного мусоросборника со всем ницшеанским размахом социал-дарвинизма опустили на дно многих своих сограждан, коим повезло в жизни меньше, чем они наверняка того заслуживали. Но Бог, как говорится, не Тимошка, видит немножко.
И для многих из этих самовлюблённых ничтожеств нынешний экзистенциальный кризис стал ещё и кризисом финансовым, когда спрос на их, скажем прямо, не первой необходимости услуги растворился, как глутамат в дошираке, а деньги, отложенные на новую модную безделицу, как это водится, быстро закончились. Какой-нибудь очередной лайф-коуч, вдруг сознав, что, кроме как поучать жизни других, он сам в этой жизни ничего не умеет, внезапно оказался перед вполне реальной перспективой ради куска хлеба податься в разнорабочие. Но хипстер не может быть разнорабочим, это противоречит всему его естеству и вызывает просто-таки аллергическое отторжение. А раз так, то должен быть другой выход, должен быть кто-то, кто во всём этом виноват и с кого надо спросить и даже потребовать.
Мы здесь власть… спасите!
И он, конечно же, нашёлся в лице родимого государства. Это оно, «проклятое», посадило всех на карантин и закрыло наши барбершопы и тату-салоны, кофейни и hookah-бары, фитнес-центры и йога-студии. А значит, оно нам должно! Должно поддержку и отмену налогов, зарплату для работников, 80 процентов которых никогда не были оформлены официально ради неуплаты тех самых налогов, а главное, «эта страна» должна платить нам ежемесячные пособия, достаточные для того, чтобы мы могли вести привычный нам образ жизни, а иначе мы о-го-го. Мы же за социальную справедливость!
Удивительно, как вчерашние апологеты «невидимой руки рынка», готовые до хрипоты ругать «проклятый совок», внезапно превратились в завзятых социалистов, которых хоть сейчас без рекомендации принимай в РСДРП. Того самого рынка, что способен явить миру свои гримасы даже в такой причудливой и, мягко говоря, драматичной форме. Не, ну а что? Вы же сами этого хотели…
Как люди, каждый раз демонстративно фрондируя против всего, что просит, предлагает или внедряет государство, внезапно стали требовать от него вмешаться, решить, разрулить, помочь и спасти?! Те самые мамкины революционеры, что, отплёвываясь в сторону полицейских, орали «мы здесь власть», вдруг стали главными просителями у явно небездонной государственной мошны. Какие причудливые метаморфозы происходят в нашем обществе, не иначе вирус какой подхватили...
Почему именно они, производители и потребители вчера ещё, как им думалось, таких востребованных, а сегодня уже абсолютно никому не нужных товаров и услуг, считают, что имеют право получить для себя любимых отдельно взятое социалистическое государство? Кто дал им право первыми бежать к бюджетному вымени, по пути расталкивая тех, кому действительно трудно и тяжело в эти непростые времена?! И локтями они работают, надо сказать, будь здоров, фору им могут дать разве что наступающие на пятки и ещё более ушлые представители поколения Z, эдакие миллениалы 2.0, отличительной чертой которых является фанатичная вера в собственную уникальность и исключительность. Новая реальность, говорите? Ну-ну. Где-то я этих людей «со светлыми лицами» уже встречал, мне кажется, здесь недалеко, в 1933-м в Германии...
По-людски
Несколько дней назад моему отцу позвонили из волонтёрского движения «Мы вместе», предлагали привезти продуктовый набор. Если кто не в курсе, это такая всероссийская акция помощи старикам, которым сейчас с этой пандемией особенно нелегко. На самом деле это круто, молодцы ребята! Отец мой живёт со мной, окружённый заботой и любовью сына и внучки, а потому мы волонтёров поблагодарили и от помощи, естественно, отказались, всё-таки не голодаем. Прощаясь, мы попросили передать уже приготовленный для отца продуктовый набор тем старикам, которые остались совсем одни. И, как рассказал звонивший нам парень, так же поступили очень многие.
И нет в этом ничего особенного, нормально это, по-людски, чай не миллениалы какие...
Алексей Белов,
специально для alternatio.org