Это было, кажется, в марте. Точно в марте! Хотя и очень давно. Надвигались выборы. Мы с коллегой и другом Эдом Казаряном — тоже аспирантом Института философии, обходили в качестве агитаторов свой избирательный участок. Самым центром его был бульвар братьев Весниных. Зашли в старинный, просторный дом, где жила столичная творческая элита. И вот оказались в булгаковской квартире самого академика Веснина, где обитала его одинокая вдова. Тяжелые шторы, винтажные картины, резная мебель, концертный рояль.
Гостеприимная хозяюшка — аристократичная, красивая, наивно-ироничная угостила нас дивным кофе, рассказала про мужа — оказывается это он спроектировал Днепрогэс. Потом перехватила взгляд Эдика на рояль. «Поиграйте, если хочется». «Да я на таком инструменте и не играл никогда». «Ну, пожалуйста! У меня все больше дамы играют, а так хочется услышать мужской удар»...
Почему-то запомнились эти не вполне понятные слова пожилой феи. Я плохо разбираюсь в музыке, но когда на одном корпоративе тамада стал мощно и причудливо играть на рояле, я сказал себе: «Так вот он каков — мужской удар». Потом этот тамада выиграл президентские выборы. Говорят, что у его главного оппонента — грузного и сдобного кондитера, удар был более... вялый.
Хотя, вряд ли избиратели столь музыкальны, чтобы различать эти нюансы. Наверное, дело было все же в другом. Но вот стойкая музыкальная ассоциация этого молодого политика и его подтанцовки именно с музыкой у меня засела прочно. Их называли «молодые реформаторы», «команда Зе», «95 квартал», « новые лица», а я всегда мысленно именовал их «Бременские музыканты». Имея, конечно, в виду любимую мультипликационную версию. На выборах я, естественно, болел за такого раскованного и грациозно вихлястого Трубадура. И даже когда он взял в свою правительственную команду условных осла, кота, пса и, извините, петуха, я не переживал.
Во-первых, знал, что это условие жанра. Во-вторых, верил еще в пословицу, что лев во главе стада баранов победит стадо львов, во главе с бараном. Ну и мужской удар Трубадура! И я этот удар ждал почти год. Все к этому вроде шло. Уже осел сам признал свою профнепригодность. Уже оппозиция прямо обозначила видовую породу министра иностранных дел, ответив на его попытку запретить День Победы — «не твое собачье дело». Уже... Ну, в общем, и так все всем ясно. И он таки ударил в прошлую среду по политическому фоно. Ну, как бы ударил. Правда, больше получилось по собственным пальцам, но не он виноват.
Помните подобную историю? Это когда король Людовик ХIII глядя утром в окно, вдруг заметил на сугробе собачью метку, которая причудливо сплеталась в надпись: «Король — лох». Расследование и анализы показали, что желтоватая субстанция принадлежит Ришелье, но почерк королевы. Здесь тоже как бы ударом Трубадура явно водила чужая рука.
И вот тут-то я и задумался над политической ролью «Бременских музыкантов» в своем королевстве. Тем более что и королевство им досталось не простое, а кривое. В смысле зеркал. Я представил: вот мои любимые музыканты играют, поют, шутят, спасают принцесс... Полный восторг. Но вот они начинают управлять королевством: стратегирование и моделирование будущего, макроэкономическое планирование, купирование социальных рисков и общественного невротизма, золотовалютные резервы и активы, выбор геополитических союзников и партнеров... Здесь даже у любимого Трубадура может не хватить собственной музыкальной смекалки. Осел, конечно, поможет. Но вот петух — уже нет.
Тут проявляется главная проблема всех «музыкантов» — они вечно «странствующие». То есть без корней, без воцерковленности, без практики, без устойчивых привязанностей, без стойких понятий... Да, я знаю, что типичные короли плохо правят своими государствами. Но они правят! Я знаю, что их охранники плохо охраняют покой государства. Но они охраняют! Я знаю, что ужасные разбойники там коварно грабят жителей. Но они грабят! А вот бременские музыканты — еще те, гриммовские, если бы взяли всю полноту власти в своем королевстве, пожалуй, ни править, ни охранять, да и толком грабить не сумели б. Не их специалитет.
Например, если б к Трубадуру обратился его современник — король Саксонии Фридрих Август I и попросил помочь обуздать территориальные аппетиты соседнего королевства Пруссии, тот вряд ли б подписался под эту тему. Хотя музыкантов с восторгом принимали и в Саксонии, и в Пруссии. Но одно дело играть и совсем другое дело править. То есть принимать выверенные и эффективные управленческие решения в политике и экономике. Так и в наше времечко...
Конечно нынешние «бременские музыканты» («команда Зе») наделали много шума. Приковали внимание многих. (Помните — если кошка выйдет на сцену театра, зрители будут смотреть на нее, а не самых маститых актеров.) Но вот оказалось, что серьезные проблемы не решаются только децибелами, концертным шумом. Даже позитивным. И дело не только в компетенции «музыкантов» и в их концепции приоритета «настройки инструментов» над самой игрой. Дело в том, что музыку и музыкантов всегда кто-то заказывает из посторонних. Дело, наконец, в породе людей (правящих), природе власти (сложившейся) и в запросе внешних партнеров (курирующих).
Украина сегодня — глубоко феодальное государство. В том смысле, что управление страной возможно лишь через владельцев, хозяев базовых феодов — территорий, которые определяют мэйнстрим страны. Таких феодов пока сложилось только три: Галицийский Днепровский и Донбасский. Каждый со своей строгой спецификой. Были, правда, не удавшиеся попытки создания Закарпатского, Буковинского и Винницкого. Плюс, стоит учитывать раскол Донбасской элиты. Одна часть осталась на неподконтрольных территориях и ее можно здесь не учитывать. Другая же влилась в Галицийский феод. (По понятиям бывшим донецким ближе днепровцы, но психологически — галичане, такие же монохромные, архаичные и безапелляционные.) Поэтому теоретически, да и практически страной пока могут управлять либо днепровцы, либо галичане, всосавшие часть донецких (или наоборот)...
Хотя это длинный сказ. Не буду углубляться. Добавлю по ходу, что власть имеет концентрическую конфигурацию. Первый круг — собственно хозяева феода (олигархи-собственники). Второй — их концептуально-интеллектуальная обслуга (эксперты-советники). Третий — релаксационно-развлекательная (музыканты-путанты)... Драма «бременских музыкантов» в том, что они далеки не только от народа, но и от хозяев. Все они принадлежат только к третьему кругу, хотя даже захват власти вторым кругом уже приводит к хаосу. (Это как астрономов запускать в космос вместо астронавтов)...
Начавшаяся смена правительства — это осознание Трубадуром и его «музыкантами» того факта, что своими копытцами, лапками и даже когтями страну не удержать. Поэтому они торжественно начинают ее возвращать в цепкие щупальца коронованных феодалов. Почти треть нового состава правительства во главе с самим премьером выросла не «в офисах», а в недрах феодов — в интимной и уютной глубине олигархических структур. И вскормлены они не кошерными грантами, а смачными распилами и откатами...
Начавшаяся смена правительства — это еще и свидетельство того, что далекий, но чуткий внешний слушатель не боится какофонии из бывших донецких и нынешних галицийских. Кентавры круче чистокровных ослов. Реалист — этот новый внешний заказчик, в отличие от предыдущего старенького меломана с его вечной фальшивой мелодией об открытых лицах и открытом обществе...
Да, эта кадровая подвижка — единственный выход для «музыкантов» остаться в игре. Есть, конечно, тяжелый путь слома самой феодальной системы. Есть, конечно, немыслимый подвиг аварийного сброса внешней неподъемной зависимости ради хотя бы частичного суверенитета. Но это другая история и не про Украину. Тем более что ситуация там начнет разворачиваться столь стремительно и столь негативно, что будет уже не выбора стратегий... Зато удар у нашего Трубадура мужской. Хотя...
Р. Дервиш,
специально для alternatio.org