Деятельность Путина на посту президента у некоторых вызывает не совсем обоснованные нарекания. Мол, он в своих действиях внутри страны и на международной арене поступает не так, как хотелось бы. Но для понимания действий президента России необходимо оценивать комплекс обстоятельств, сопутствующих данной ситуации и требующих от него принятия именно такого решения.
Любое действие руководителя такого уровня должно быть соизмеримым в соответствии с силами и возможностями государства, которые далеко не безграничны. После развала Союза Россия перестала быть сверхдержавой, потеряла значительные территории и людей, а разрушающие страну либеральные реформы привели к значительной потере промышленного и экономического потенциала, ослаблению армии и потере престижа страны в мире.
Для возрождения былого величия требовались политическая воля руководства, поддержка элиты и народа и, самое главное, ресурсы, без которых этого не сделать. Стремление восстановить страну у Путина наверняка было, имелась и поддержка общества, но не было поддержки элиты и необходимых ресурсов, которые надо было накапливать. Тем более все это надо было делать в условиях враждебного окружения коллективного Запада, стремящегося разорвать теперь уже Россию и не допустить возрождения своего геополитического конкурента. Противилась возрождению государства и компрадорская российская элита с крупным бизнесом, ментально и экономически встроившаяся в западное общество.
Путина привела к власти ельцинская «семья», которая, почувствовав неизбежный крах своего правления, поставила во главе государства человека не из своей среды и окружила его плотным кольцом либералов, ставящих своей целью не возрождение, а разграбление государства. Путин был введен в сложившийся элитный консенсус и должен был действовать в рамках установленных элитой правил.
За двадцать лет правления ему удалось собрать вокруг себя группу государственников, или, как их называют, «силовиков». Но либеральное крыло во власти осталось непоколебимым и неизменным, оно взяло под полный контроль финансово-экономический блок и под руководством Запада не допускало использования финансов для подъема экономики страны.
Президент, как многим кажется, не всесилен и ограничен в своих действиях определенными рамками, и для выхода за них должны созреть определенные международные, политические, экономические и военные условия.
Страну надо было защитить, накормить, остановить внутренние военные конфликты и сепаратистские тенденции в регионах и обезопасить от потрясений, способных разорвать ее. При наличии такого желания и команды соратников все это требовало серьезных усилий и длительного времени.
На международном уровне
Для исключения военной и экономической агрессии Запада необходимо было балансировать и не провоцировать его на агрессивные действия против ослабевшей России. В спорных вопросах на мировой арене решать их путем переговоров, применять силу дозированно и не переходить к серьезному обострению конфликтов.
Пытаться расколоть коллективный Запад, играя на внутренних противоречиях между США и Евросоюзом, внутри Евросоюза - между старыми и новыми членами, между Германией и Англией, в том числе играя на интересах этих стран в других точках мира.
Искать и поддерживать постоянных и ситуативных союзников в противостоянии с Западом. Такими союзниками стали Китай и Индия, на Ближнем Востоке - Иран, Сирия, Израиль и Турция, в Латинской Америке - Венесуэла и не сдавшаяся американцам Куба
Во внутренней политике
Прекратить войну на Кавказе, пресечь распространение терроризма по всей России, остановить «парад суверенитетов» регионов и восстановить их управляемость из Центра. Не допустить потрясений, разрушающих страну, до поры до времени поддерживать консенсус элит и не допускать критического противостояния между ними, не допускать реванша либеральных сил в международной сфере и безопасности, сдерживать общество от массовых волнений и противостояния с властью, способных привести к развалу страны.
В экономической сфере
Стабилизировать национальную валюту и накопить финансовые ресурсы для подъема экономики, жизненного уровня населения, восстановления наукоемкой промышленности и оборонного потенциала. Ликвидировать монополию либералов на экономическую и финансовую политику государства и постепенно, избегая противостояния, отстранить их от принятия государственных решений.
Обезопасить государство от глобального влияния международных финансовых институтов Запада, таких как МВФ, МБРР, ФРС США, и создать свою систему межбанковских расчетов вместо контролируемой США SWIFT. Для обеспечения информационной безопасности создать собственную систему глобальных коммуникаций, работающую независимо от контролируемой США сети Интернет.
В оборонной сфере
Сформировать мощную армию и оснастить ее современным оружием. Создать развитый оборонно-промышленный комплекс, обеспечивающий замкнутый цикл производства военной техники, как это было сделано в Советском Союзе.
Завершить строительство и запуск новых производств по изготовлению узлов и систем для военной техники (стратегических ракет, двигателей для самолетов, вертолетов, крылатых ракет и кораблей ВМФ, верфей для крупных судов ВМФ, прицельных комплексов и ряда других узлов и систем).
За двадцать лет правления Путина многие из этих проблем были решены, и Россия добилась определенных успехов. По своему влиянию в мире и военно-экономическому потенциалу (если верить западным экспертам) Россия стала второй после США. Сейчас практически ни один серьезный вопрос мироустройства не решается без ее участия. Были установлены стратегические отношения с Китаем и образован общий фронт против экспансии США.
Россия стала ведущим государством в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке. Успешно оказала военную помощь Сирии, введя туда свой воинский контингент, и помогла устоять ее государственности под натиском объединенных сил Запада. Россия стала одной из ведущих держав в разрешении ливийского конфликта и оказывает поддержку национальной армии Ливии. Оказала военно-политическую помощь президенту Венесуэлы Мадуро и способствовала предотвращению там госпереворота, организованного США.
Россия восстановила одну из самых сильных армий в мире, сохранила и усовершенствовала свои стратегические силы, приняла на вооружение новые ракеты, в том числе и самое совершенное в мире гиперзвуковое оружие. В основном восстановлен оборонно-промышленный комплекс, позволивший перевооружить армию современным оружием во всех родах войск.
В России ликвидированы военные конфликты на Кавказе и успешно развивается мирное строительство в этих регионах. «Парад суверенитетов» пресечен, законодательство регионов приведено в соответствие с конституцией и создана жесткая вертикаль управления государством.
Общество удалось удержать от серьезных потрясений и конфликтов внутри элит, а также между элитами и населением. Стабильность в обществе позволила начать реализацию отдельных инфраструктурных проектов, которая тормозилась либеральным крылом в правительстве.
В финансовой сфере удалось стабилизировать валюту и накопить очень серьезные золотовалютные резервы. Эта задача была решена через реализацию комплексной программы поставки энергоресурсов за рубеж по газопроводу «Сила Сибири» и пока не достроенному «Северному потоку - 2». Удачная конъюнктура на мировых нефтегазовых ранках позволила серьезно нарастить золотовалютные запасы и создать финансовый буфер в виде Фонда национального благосостояния. Без накопления таких ресурсов обеспечить подъем промышленности и экономики невозможно. К сожалению, использование этих ресурсов по назначению пока блокируется либеральной элитой, она направляет их в основном на обеспечение финансовых спекуляций за рубежом.
Золотовалютные резервы переведены в основном в драгметаллы и защищены от финансовых потрясений, российская финансовая система переводится на отечественную систему банковских расчетов «Мир», способную работать в автономном режиме.
Несмотря на эти успехи, благосостояние народа повысилось не настолько, как этого хотелось бы, вклад финансовых ресурсов в развитие реального производства тормозится либеральным крылом во власти, контролирующим финансово-экономический блок. В связи с этим ВВП последние годы практически не растет, что ведет к сдерживанию роста уровня жизни населения и его недовольству властью.
При всех успехах следует отметить труднообъяснимую непоследовательность и нерешительность президента в реализации планов возрождения России. К примеру, как можно годами держать во власти или пристраивать на «злачные места» в госкорпорации таких одиозных и мягко говоря «непопулярных» в народе личностей, как Кудрин, Греф, Чубайс, Медведев, и ряда менее значимых фигур, которые проявили себя проводниками антинародной и антигосударственной политики?
Также следует отметить крайне неудачную политику России на постсоветском пространстве. Проводников российской «мягкой силы» на эту территорию не нашлось. Нельзя же считать таковой убогую деятельность «Россотрудничества», проявившего себя крайне бездарной и неэффективной государственной структурой. Результаты, как говорится, налицо: ни одно из постсоветских государств не является сегодня дружественным по отношению к России, даже Белоруссия уже заявила о дрейфе на Запад. Здесь было только одно исключение - решительные и бескомпромиссные действия России в Крыму, показавшие силу и решительность России и сплотившие российское общество.
Проводимая президентом стабилизация в обществе дала передышку после развала 90-х, позволила накопить ресурсы и восстановить оборонный комплекс страны, но при этом наступила стагнация в общественно-политической и экономической жизни страны. С 2012 года идет заморозка установившегося либерального режима в России и консервация выстроенных им государственных институтов. Все это уже привело к массовому, пока еще скрытому и не вылившемуся в волнения, недовольству граждан своим социально-экономическим положением, особенно проявившемуся после пенсионной реформы.
Необходимость изменений в российском обществе и удаления как можно дальше либералов от власти давно уже перезрела. К тому же изменилась международная обстановка, Запад расколот, глобалисты терпят одно поражение за другим. Мир возвращается к многополярности, в которой Россия будет занимать одно из ведущих мест. По всей видимости, команда президента пришла к необходимости серьезных структурных преобразований и с начала года начала предпринимать шаги для изменения политической системы России. Пока осуществляются отдельные шаги в этом направлении. Предполагаю, что они являются элементами продуманной программы трансформации России и общества, способной обеспечить выход на новый уровень российской государственности.
Юрий Апухтин,
специально для alternatio.org