Новый министр здравоохранения Михаил Мурашко сделал на днях крайне любопытные заявления, во многом проясняющие то, каких еще изменений в этой важнейшей отрасли можно ожидать в ближайшем будущем. Мурашко посетовал на ошибки и непрофессионализм врачей в России: «Мы теряем - я не буду целенаправленно называть цифру, у нас есть оценочные данные по летальным исходам и неблагоприятным, есть официальная статистика по фонду - но это, фактически, на сегодняшний день, если мы посмотрим с тяжелыми осложнениями, это более 70 тысяч человек в год...»
Только от использования лидокаина, по словам Мурашко, в год погибает не менее 25 человек. Еще министр обратил внимание на медицинские каталки, которые используются в скорой помощи: из-за неправильной их эксплуатации гибнет или получают тяжелые увечья минимум 1-2 человека...
Ну и еще в том же духе, словно бы в стране и не было никакой «оптимизации» в этой сфере.
А ведь в конечном счете, если довести рассуждения министра до логического конца, все упрется в знаменитый чеховский афоризм: «Лечить нужно не болезни, а их причины!». Увы, никакому министру в нашей стране это не под силу.
Разумеется, на такие громкие заявления обратили внимание эксперты. К примеру, политолог, ведущий популярного канала «Политджойстик» Марат Баширов написал:
«Новый глава Минздрава Михаил Мурашко разительно отличается от Вероники Скворцовой. Во-первых, он мужчина (шутка). Пропустим. Он начал, как министр медицины военного времени и его первые действия связаны с концлагерем под Тюменью в борьбе с коронавирусом, атакой на медвузы, проверкой на детекторе лжи кировского медработника, которого блогеры обвинили в убийстве пациентов и вот апофеоз - он говорит, что ежегодно из–за ошибок и непрофессионализма врачей в стране умирает порядка 70 тысяч человек. Страшно представить, как завтра новый генпрокурор Краснов звонит ему и просит предоставить данные о смертях граждан России по уголовному составу УК РФ "Причинение смерти по неосторожности" (статья 109 часть 2 - причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей ). Это ж какое резонансное дело Мурашко дарит Краснову, как минимум 140 тысяч (не в одиночку же они больных "гасят"), а то и больше врачей можно посадить. Сталинское "Дело врачей" 1953 года померкнет перед "Делом Мурашко".
В этом обличье он - полный антипод Скворцовой. Она защищала сообщество врачей, Мурашко - открытым текстом нам сигнализирует - в России явно с врачами что-то не так, если их надо проверять на детекторе лжи. Хорошо, что не пытали кировского парня, а с них там сдастся. ВятЛАГ (раньше Киров назывался Вяткой) - известный передовик тех времен.
Расскажите кто-нибудь Мурашко, что он уже не надзорник, а координатор и это принципиально разные ролевые модели не только действий, но в первую очередь мышления. Если он видит проблемы в врачах, а не в системе, то горе нам всем. Скворцова хотя бы пыталась разобраться, когда обвиняли питерского Каабака, а при Мурашко дело вновь возбудили и боюсь оно первое из череды многих...»
Политолог Максим Жаров согласился с Башировым и сделал еще более радикальные выводы:
«Новые министры в правительстве Мишустина хуже старых. Этот медицинский факт был ясен с самого начала людям, знакомым с ситуацией в Белом доме изнутри, теперь этот факт стал истиной для всех остальных. Включая даже ярых недоброжелателей бывших министров. Это очень характерный штрих текущей ситуации в элитах. Отрицательный кадровый отбор становится общим местом...»
Сетевой аналитик Анатолий Несмиян в связи с выступлением министра задался вопросами:
«Первый - реактивный. Если есть данные о смерти пациента по вине врача - то вопрос носит очевидный уголовный характер. И нужно возбуждать в отношении врача уголовное дело. Фактически новый министр здравоохранения Мурашко пригласил нового генерального прокурора Краснова к тому или иному решению. Если возбуждать столь масштабное дело - то на выходе мы получим погром врачей почище небезызвестного "дела врачей-вредителей". Если Краснов не отреагирует - то ему всегда можно будет в будущем задать вопрос: тебе же сигнализировали, но ты проигнорировал. Что ты за генеральный прокурор?
Второй вопрос - уже к самому министру Мурашко. Хорошо. Проблему ты обозначил. Как думаешь ее решать? Просто сажать врачей-убийц? Дело полезное, но кто тогда будет лечить? Через год-два посадок лечить станет просто некому. А останутся те, кто будет действовать предельно аккуратно, строго по протоколу, категорически не беря на себя ответственность даже в случае насморка больного, не говоря уже о более сложных случаях. А это почти ничем не отличается от развала всей системы медицинской помощи, которая осталась.
Учить врачей правильно? Чтобы они не ошибались? Тоже хорошая идея. Но толку с умного и профессионального врача, если ему нечем лечить. И где вы вообще видели профессионального врача, вооруженного зеленкой и арбидолом на все случаи жизни? Это тогда нужно поднимать из руин всю фармацевтическую промышленность, медбиопром, а это потребует развития смежных отраслей производства - у министра здравоохранения есть на это полномочия? Эдак можно докатиться до того, что министр потребует проведения экономических реформ в стране и выработки новой промышленной политики. А кто ты такой - задаст ему резонный вопрос руководство. Кто тебя уполномочил лезть не в свое дело? Твое дело - больничные утки, вот ими и занимайся. К уткам претензии есть?
Замкнутый круг. А потому неважно, что сказал министр Мурашко. Важно то, что ничего делаться не будет, так как проблема носит системный характер. И решать ее можно только системно. Либо имитировать решение, скажем, арестовав и посадив десятка два врачей-вредителей. Вроде бы все верно и правильно, но при этом ничего по существу не тронув. И тогда можно смело рассчитывать на орден и похвальную грамоту от президента...»
Солидарны с автором и его читатели. Так Светлана Жукова пишет:
«Новый министр здраво...захоронения открестился от деятельности предыдущего министра этого самого здраво..., чтобы скинуть с себя значительную часть ответственности за уже проведенный развал отрасли...»
Блогер Товарищ Маузер обобщает:
«А что все остальное у нас в шоколаде? У нас ВУЗы готовят точно таких же никуда не годных педагогов, инженеров, ученых и т.д. и т.п. С одной стороны ВУЗы дают знания ниже плинтуса, и с каждым годом это образование деградирует, с другой стороны будущие специалисты совершенно не заинтересованы в получении хоть каких-то знаний прекрасно понимая, что эти знания не дают ему никаких перспектив. Каждый молодой специалист, если находит работу, стремится всеми правдами и неправдами поскорее стать каким-нибудь менеджером, причем все равно каким только бы не оставаться инженером, педагогом и т.д а заниматься перекладыванием бумажек. Так что сейчас проблема не только, да и не столько в отсутствии оборудования и т.п., сколько в отсутствии специалистов способных работать на этом оборудовании. Все по басни Крылова Мартышка и очки...»
А блогер Tarsevs кратко рисует состояние отрасли:
«Современный врач в России в амбулаторном звене большую часть времени общается с компьютером. У него нет времени на пациента, каким бы ловким и продвинутым он не был. Прием длится от 10 до 15 минут. Для "правильного" оформления электронных документов нужно больше. Что касается стандартов, они есть для части болезней, но многие из них устарели, а главное, не учитывают сопутствующую патологию и лечение, потому что это невозможно в принципе даже для основных патологий, количество болезней и их возможное сочетание гораздо больше возможных шахматных комбинаций. И времени на изучение записей других докторов у врача либо мало, либо нет вовсе. Диагноз должен быть вынесен в первое посещение, повторные явки напрягают доступность и создают огромные очереди. Недавняя оптимизация здравоохранения была просто сокращением расходов путем сокращения больниц и медперсонала. Подготовка в институтах отстает от современных реалий, постдипломное образование в том же положении. Ставка на врачей общей практики была сделана с упором на терапевтов. Это была ошибка, они и без того были перегружены.
Возникла иллюзия, что узкие специалисты могут быть выключены из цепочки в большинстве случаев, но это иллюзия. Страховые компании в государственной медицине не нужны. Пятое колесо. Профилактическая работа носит характер кампанейщины. Доступ пациентов к огромному перечню лекарств без рецепта врача в аптеках приводит к дикому количеству побочных эффектов, нежелательных взаимодействий, смертей от отравлений. Государственная система ОМС работает плохо из-за недофинансирования, частная медицина с креном в вождение пациентов по кругу платных услуг. У одних граждан отношение к здоровью наплевательское, другие живут в поликлиниках, пытаясь вылечить свой возраст или страхи. Это все можно продолжать бесконечно. Но если бы прокурор за все ошибки заводил дела, действительно, лечить бы было некому, и даже не потому, что всех бы пересажали, а потому, что никто бы в медицину работать не пошел. Сажать всех подряд за неумышленные действия при попытке помочь, это знаете ли, скользкий путь...»