Признание т.н. «Святейшей церкви Украины» («СЦУ») стамбульским Экуменическим патриархатом (ЭП) требует безотлагательного вынесения анафемы Варфоломею и его епископату. Это поместным церквам, оставшимся вне общения с украинскими самозванцами, вменяют в обязанность каноны Церкви, по которым только помолившиеся с еретиками и раскольниками подлежат отлучению от церкви. Иначе вирусом неканоничности будет заражена вся церковь земная, ведь молившиеся с молившимися также попадают под анафему.
Но лукавые греки отвечают: какие же «СЦУ» еретики, если Экуменический патриарх Варфоломей сначала признал их каноническими, а потом уж служил с ними. «Значит, не с самозванцами молился». Хорошо, вынесем за скобки эту манипуляцию (ведь само признание «СЦУ» Варфоломеем попрало целый ряд канонов, и мы это также уже разобрали). Но не преступали ли Правила Святых апостолов фанарские «законники» в отношениях с украинскими самосвятами до 2018 года? Когда раскольниками признавал их сам Варфоломей.
С корабля на бал сатаны
В мае 1992 года новоназначенный Госдепом Варфоломей принял главу так называемой «Украинской автокефальной православной церкви» («УАПЦ») с его «епископами».
И тем сразу попал под статью об анафеме, согласно 2-му правилу Антиохийского собора:
«Да не будет позволено иметь общение с отлученными и принимать в одной церкви тех, которых не принимают в собрании другой церкви. Если же кто-либо из епископов, или пресвитеров, или кто-либо из клира будет в общении с отлученными, то да будет и сам вне общения как нарушающий церковное правило».
Начало же общения Варфоломея с изверженным в том же месяце архиерейским собором УПЦ (МП) Михаилом Антоновичем Денисенко (тогда ещё — до полного отлучения от Церкви в 1997 г. — сохранявшим право на монашеское имя Филарет) аккурат подпадает под 37-е правило Лаодикийского собора: «Не должно принимать праздничные дары, посылаемые от иудеев или еретиков».
Ведь отправившись после создания «Украинской православной церкви — Киевского патриархата» («УПЦ-КП») за благословением в Стамбул, Филарет прихватил с собой в качестве подношения бесценную панагию XII в. (подаренную, кстати, киевской кафедре тогда ещё Царьградом). Благословения только стамбульский патриарх новому «киевскому митрополиту» тогда не дал ещё (не начинать же работу в новой должности с межцерковного скандала), но подарок принял.
Как бы там ни было, но радость общения состоялось, за что Варфоломей, не успев как следует усесться на турецкоподданном престоле, сразу попал под отлучение и согласно 4 пр. Антиохийского собора:
«Всех состоящих в общении [с изверженными] следует отлучать от Церкви, особенно если они, зная решение, вынесенное против вышеуказанных лиц, дерзнут иметь с ними общение».
Неудовлетворённый итогами визита в Стамбул, старый политикан Филарет принялся сколачивать из болгарского, македонского и черногорского расколов некий «интернационал», «параллельный» Вселенскому православию. Это не могло не внести напряжённость в отношениях между Архондонисом (фамилия Варфоломея) и Денисенкой. Поэтому, Стамбул переключился на признание «УАПЦ». В 1995 г. ЭП сгрёб в свою юрисдикцию диаспорные ошмётки этой антиканонической структуры. И тем, по большому счёту, ещё тогда поставил под вопрос собственную каноничность. Ведь приняв без покаяния весь этот сброд «в сущем сане», не придал им свойство Церкви, а потерял собственную каноничность.
Самоубийства ЭП, впрочем, предпочли «не заметить в Москве в ответ на заверения Варфоломея, что американскими приходами «украинских автокефалов» всё и закончится. «В 1995 году в юрисдикцию Константинополя были приняты украинские раскольнические общины в США и странах диаспоры, — напоминал в 2018 г. синод РПЦ Стамбулу. — В том же году Патриарх Константинопольский Варфоломей письменно дал обещание Патриарху Алексию, что принятые общины не будут “сотрудничать или иметь общение с иными украинскими раскольническими группировками”. Заверения в том, что представители украинского епископата Константинопольского Патриархата не будут вступать в контакт и сослужить с раскольниками, не были выполнены». Более того, в 2000 г. Фанар установил контроль и над украинской частью «автокефалов»: «Всеукраинский собор УАПЦ», в котором принял участие американский «митрополит» ЭП Баган, избрал последнего духовным опекуном «УАПЦ». Что, разумеется, предполагало молитвенное общение.
В том же году «архиепископ УПЦ ЭП в США Майданский» принимал участие в похоронах «патриарха УАПЦ» Яремы и совершал о нем заупокойную молитву. Потом, правда, просил прощения у митрополита Львовского Августина. Случилось это после того, как последний — председатель Синодальной богословской комиссии УПЦ (МП) — «поставил на вид Константинопольскому архиерею его неканоническое поведение». Да и сам Варфоломей заверял патриарха Московского Алексия II, что всячески выговаривал своему американскому «архиепископу». Но, как мы увидим, на самом деле не пресекал его молитвенное общение с украинскими раскольниками.
Скажи мне, кто твой брат…
К этому времени Архондонис с Денисенкой «разрулили ситуацию». Первый пообещал второму, что начнёт процесс признания «УПЦ-КП», второй же отдал бразды тёрок с черногорскими и македонскими самозванцами.
И вот в июне 2001 г. в резиденции Экуменического патриарха состоялась встреча «Смешанной комиссии для изучения путей достижения единства Православной церкви в Украине», состоящей из представителей «УПЦ КП» и «УАПЦ», а также «митрополита УПЦ ЭП в США» Багана (того самого, которого за «канонические нарушения» в это же самое время якобы строго отчитывал Варфоломей). «Участников встречи принял Экуменический патриарх Варфоломей, а ее результатом стало подписание договоренностей («??u?????????») о будущем объединении УПЦ КП и УАПЦ в одну церковную структуру», — открылось на «научно»-практической конференции «Константинопольский Патриархат в истории Украины» только в 2016 г.
Впрочем, и в нулевых уже один из виднейших идеологов Экуменического патриархата митр. Пергамский Зизулис заявлял, что «УПЦ-КП и УАПЦ — наши киевские братья». Когда же представители РПЦ выразили недоумение таким «братством» с разрушителями Церкви, на Фанаре не придумали лучшее «оправдание» попрания тысячелетних канонов Церкви, как «мы же не можем им отказать, если они к нам обращаются, они к нам едут — мы их должны принимать». Представляете! «Должны» даже! Потому как, видите ли, «едут»… А вот правила Святых апостолов чтить как раз не должны. Потому что… «эти каноны и апостольские правила устарели, что их никто не соблюдает». Так, в конце концов, отмахнулся фанарский митрополит Мелитон, когда митрополит Одесский Агафангел заставил признать его, что «представители Константинопольского Патриархата приветствовали раскольников лобзанием, как православных епископов».
Но если «каноны устарели», то какие вообще могут быть претензии к «Экуменическому патриархату» в связи с принятием под свой омофор украинских автофекалов в 1990 г. (в Канаде), 1995 г. (в США) и 2018 г. («СЦУ» на Украине, по уставу подчиняющаяся Стамбулу). «УАПЦ» ведь, когда образовывала в 1921 г. своё «священноначалие» не епископским рукоположением, а возложением друг на друга рук членов подконтрольной НКВД Всеукраинской церковной рады, то тоже объявляла, что «подавляющее большинство канонов является продуктом мировоззрения VIII-IX веков, и поэтому они не могут удовлетворить XX век».
Очевидно, одного этого достаточно, чтобы констатировать самоотлучение Экуменического патриархата от Церкви. Вот и в прошлогоднем заявлении Священного синода РПЦ от 15 октября 2018 г. говорилось: «Принятие в общение раскольников и анафематствованного в другой Поместной Церкви лица со всеми рукоположенными ими "епископами" и "клириками", посягательство на чужие канонические уделы…— все это выводит Константинопольский Патриархат за пределы канонического поля». Но сказав, наконец, в 2018 г. «Азъ», Русская церковь так и не поставила «Херъ».
Поэтому пойдём дальше в рассмотрении эпизодов, которые, будем надеяться, послужат всё же отягощающими обстоятельствами в вынесении окончательного вердикта на предстоящем архиерейском соборе РПЦ.
«Молитвы» нечестивых
В июне 2006 г. на «литургии» под руководством «архиепископа Львовского УАПЦ Макария Малетича» (будущего предстоятеля данной конторы) Майданский молился уже вместе с будущим экзархом ЭП на Украине «епископом Иларионом Рудником». Архиепископ Львовский и Галицкий Августин (тот самый, пред которым в 2000 году Майданский лицемерно каялся) рассказывал, как был «смущен и поражен» тем, что гости из ЭП нашли нужным хотя бы уведомить его как канонического архиерея Львовской епархии о своем приезде, а вместо этого «посетили раскольников, молились на их службе»: «Это небратское поведение. Более того, это явное нарушение священных канонов православной церкви».
Владыка Августин, несомненно, прежде всего, имел в виду 45 апостольское правило:
«Епископ, пресвитер, или диакон, только молившийся с еретиками, да будет отлучен. Если же позволит им действовать как-либо, как служителям Церкви, то да будет извержен».
Об отлучении за молитвенное общение с изверженными и отлученными говорят также правила 10 и 11 святых Апостолов, а также 32-е и 33-е правила Лаодикийского собора.
В том же 2006 году те же почётные гости из ЭП присутствовали на «соборах» «УПЦ-КП» и «УАПЦ». На что обращал внимание руководитель ОВЦС УПЦ (МП) митрополит Митрофан: «Поездки представителей Константинопольского патриархата на Украину совершаются за спиной Предстоятеля канонической Украинской Православной Церкви… Константинополю нужно действовать открыто… Его политика должна быть прозрачной, а позиция — известна верующему народу». Чтобы верующему народу стало известно, добавим и то, как «безнадёжно устарела в XX веке» и заповедь трехтысячелетней давности «Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых» из первой же строки» Псалтири.
И всё же благодаря протестам Московской патриархии и Киевской митрополии, контакты ЭП с украинскими самочинными сборищами в первой половине нулевых «подморозились». Варфоломей, казалось, переключился на общение с «епископатом» т.н. Македонского раскола и с основателем т.н. «Российской истинно-православной церкви». Поэтому старый интриган Денисенко вновь приступил к изысканию рычагов принуждения Стамбула к диалогу. Он потихоньку стал «откусывать» приходы УПЦ (ЭП) в США. И к осени 2006 г. Фанар резко вспомнил — не поверите — о канонах. «Такие действия являются нарушением Церковных Канонов» — призвала следовать канонам всего такого каноничного-каноничного «Филарета» Консистория УПЦ (ЭП) в США. При этом намекнув на готовность возвратиться к обсуждению «насущного» вопроса: «Если бы время, израсходованное на вмешательство в дела УПЦ в США и в других государствах, было использовано на честное усилие прийти к действительному единству Церкви в Украине, то ситуация там была бы теперь иной и что, возможно, Мировое Православие имело бы более положительное отношение к автокефалии в Украине».
«Филарет» утихомирился, и Варфоломей — по приглашению лжепрезидента Ющенко (духовного чада лжепатриарха Денисенко) — засобирался на Украину.
Окончание следует
Дмитрий Скворцов,
специально для alternatio.org