В авиационной отрасли, кажется, нашли решение накапливающихся проблем: создать из гражданских авиалайнеров линейки самолётов с одним названием.
Именно это предложил сегодня генеральный директор Объединённой авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь. Он обозначил это ребрендингом, к чему, по его словам, уже пришли многие компании, занимающиеся созданием самолётов.
«Ребрендинг заключается в том, чтобы правильно сформировать целевое рыночное позиционирование структуры, которая будет заниматься созданием, производством и продажей гражданских самолётов, и правильно подойти к наименованию продуктов этого дивизиона. Возможно, целевая модель – это сделать единую линейку под единым названием всех самолётов», – передаёт его слова РИА Новости.
Чувствуете стилевые красоты ВШЭ, МВА и прочих степеней современной экономической культуры? Сразу видно профессионального менеджера эпохи постмодерна, который сразу углядывает цель и выхватывает нужное звено.
Есть известная притча о том, что в одном весёлом заведении в дни кризиса как раз тоже решили устроить «целевое рыночное позиционирование структуры», хотя клиенты требовали сменить девочек. Нет, ну а чо? – мерчендайзер лучше знает, что на самом деле нужно клиенту! Вот из этого, в общем, и стоит исходить, оценивая революционное предложение Слюсаря сформировать «Дивизион гражданской авиации» из МС-21 (делает «Иркут»), SSJ100 («Гражданские самолёты Сухого») и, как многозначительно указывается – «и ряд гражданских активов». Последнее особенно любопытно, как как дальше руководитель ОАК задержался словами на целесообразности того, что «все инвестиции будут идти в один бренд», а не рассеиваться по нескольким направлениям.
И тут всё становится ясно: не менеджер слово сказал, но муж. Ответственный в своих решениях. Ибо единый «дивизион» разработчиков и производителей, подпадающий под единый дивизион инвесторов, означает на деле переход всей гражданской авиационной отрасли России в руки неких финансовых структур. И не факт, что российских.
Не будем распылять средства и продвигать разные бренды. Что за структуры предполагается объединить, ясно из уже затеянных ОАК действий. Ещё в первой половине 2019 года здесь было предложено объединить — в рамках одной компании, что важно! — ПАО НПК «Иркут», АО «Гражданские самолёты Сухого» (ГСС), «ОАК – Центр комплексирования» и АО «Новые гражданские технологии». Таким образом, «под одной крышей окажутся и SSJ-100, и МС-21, и возможные новые разработки конструкторов», приводит слова одного из комментаторов агентство REGNUM. То есть ещё раз демонстрируется вполне внятное понимание в отрасли, что всю её хотят запихнуть в единый холдинг.
Видимо, опыт ничему не учит российских менеджеров от авиации. Уже была попытка объединить концерны «МиГ» и «Сухой». Чем закончилась? Да, «МиГ» едва не убили – хорошо, военные спасли, прекрасно зная, что это разные линейки боевых машин. И – да, зато американцы получили доступ к секретной технической документации.
Ах, да, это были инвесторы! Не шпионы, нет…
И далее эксперты нахваливают предложение Слюсаря. Причём настолько быстро, что заставляет почесать затылок в раздумье об истории объединений и ребрендингов в российской авиации.
«Зачем же распылять средства и продвигать разные бренды. Более логично продвигать единый бренд на различных целевых рынках», – говорит один.
«Это целесообразно и соответствует международной практике», – вторит другой. К тому же это, мол, сократит санкционные риски – к гражданским брендам не должно быть такого же отношения, как к военным.
Ну… усмехнёмся, что ещё остаётся.
Эксперты упирают на то, что имя будущего бренда должно быть «звучно и понятно для россиян и иностранцев» – с удачным начертанием логотипа.
Вот тут сразу несколько вопросов. Что выбрать? Как объединить ближнемагистральный «кукурузник» и «Сухой-Суперджет»? А тут ещё несколько моделей МС-21 на разные возможности и потребности подступают. «Ильюшин» что-то ещё возится, да и «Туполев» своих амбиций не оставляет. А что такое «ОАК – Центр комплексирования»? Он какие самолёты создаёт? Может, мы чего-то не знаем, а он сейчас срочно вылепливает конкурента широкофюзеляжному двухпалубнуму турбореактивному Airbus А380 – сразу на тысячу пассажиров? Под каким брендом их все объединить?
«Кукурузник», похоже, не подходит. Американцы не поймут, а русские плеваться станут, Хрущёва вспоминая. «Русский джет»? Тут у американских политиков идиосинкразия начнётся. «Тумбо джет»? Это хорошо для последних, но, кажется, что-то такое было…
Сложность и с понятностью для иностранцев. Известно, что не все русские слова, даже совершенно для них понятные и даже ставшие интернациональными, могут хорошо быть изображены в английской транскрипции. Поэтому сразу осмелимся дать совет Юрию Слюсарю: не называйте новый бренд словом «Борщ». «Щи» – тоже не подходят. И «Щит» – хотя и по другим соображениям, смысловым в английском языке.
Ещё все знают слово «Матрёшка». О! Неожиданная мысль, а ведь оно великолепно подходит! Аналог ближнемагистральной «Аннушки», который сейчас вроде бы решили воссоздать, можно назвать «Матрёшка-Ку». То есть от «кукурузника«, но в то же время с обозначением не Никиты Сергеевича, а чего то небольшого и послушного. Это будет маленькая матрёшка. Неделимая.
«Сухой-Суперджет» тогда получается «Матрёшкой-Су». И преемственность есть, и намёк на среднюю дальность и средние качества. И на французском поймут. А на китайском – так вообще десяток значений – от «советский» до «простой»!
МС-21 можно сбрендировать в «Матрёшка-Му». Почему – уже не так понятно. Вернее, китайцы опять, в зависимости от модуляции произнесения этого звука, отыщут полдюжины значений. А вот для американцев сложновато будет. Зато прекрасный логотип можно будет нарисовать! Вроде той доброй коровки. Что приглашает всех в столовые «Му-Му». У «россиян» точно будет вызвать тёплые ассоциации.
Ну, а к изделию «ОАК – Центр комплексирования» можно будет присобачить бренд «Матрёшка-Бу». Большая то есть. Очень большая. Или ещё что – пусть сами думают. Зато в кхмерском языке иероглиф получается красивым. Всё камбоджийское целевое рыночное позиционирование наше будет…