С момента выхода Индии из совместного с Россией проекта по созданию истребителя пятого поколения FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft) прошло уже полтора года. Мотивируя выход, в Нью-Дели заявили, что самолет Су-57, на базе которого должна быть создана машина для Индии, имеет низкое качество. Его характеристики столь слабы, что самолет никак нельзя отнести к пятому поколению.
Отставной индийский генерал-лейтенант П.Катош, ветеран войск специального назначения, раскритиковал в СМИ это решение как скоропалительное и не соответствующее интересам страны. При этом обещание индийского правительства самостоятельно, без привлечения зарубежных специалистов и технологий, создать свой истребитель пятого поколения генерал расценивает не только как нереальное, но и смехотворное.
Катош негативно оценивает массированную информационную атаку на проект FGFA, которую в свое время инициировало правительство: «Лучше бы эти СМИ осветили неэффективное функционирование нашего Министерства обороны с его плохим планированием. Помните, ВВС Индии ранее выступили против совместной с Россией разработки истребителя 5-го поколения. Это же был, по сути, преднамеренный отказ нашего Минобороны от совместной реализации крупного проекта с использованием зарубежных технологий. Неужели после этого кто-то верит в то, что Индия разработает истребитель нового поколения сама, без кооперации с иностранными компаниями? Почему не стали развивать проект с Россией, не стали его дорабатывать, корректировать под собственные запросы?».
Генерал, спустя полтора года после принятия деструктивного решения, отмечает, что российские конструкторы все это время не сидели, сложа руки. Что за это время в конструкцию Су-57 было внесено «уже несколько десятков изменений». И это свидетельствует о совершенствовании истребителя пред принятием его на вооружение.
Итак, что же Индия «инкриминировала» российскому самолету? Дело в том, что все претензии, а их было немного, по большей части повторяли критику, которой российский истребитель был подвергнут военными экспертами, лоббировавшими продукцию компании «Локхид Мартин» — F-35, — основного конкурента ОКБ Сухого.
Главная претензия — Су-57 не обладает достаточной невидимостью для РЛС противника. А поэтому его нельзя считать самолетом пятого поколения. Значительная эффективная площадь рассеяния (ЭПР) у российского самолета (больше чем у F-35) по теоретическим прикидкам предопределена геометрией его планера. И главным образом — сопла и воздухозаборника.
Но к настоящему моменту круглое сопло заменено на плоское, что стало возможно при переходе с двигателя первой очереди на двигатель второй очереди. Тем самым снизилась заметность и в радиолокационном, и в инфракрасном спектрах.
К воздухозаборникам Су-57 у экспертного сообщества больше вопросов, поскольку используется прямые воздуховоды, через которые РЛС противника «видит» лопатки турбины. В американских самолетах F-22 и F-35 воздуховоды S-образные.
Казалось бы — вопиющая конструкторская ошибка. Однако ОКБ Сухого невозможно заподозрить в дилетантизме. Схема с прямыми воздухозаборниками выбрана для того, чтобы, во-первых, повысить мощность двигателя за счет большего расхода воздуха. А во-вторых — получить внутренние отсеки для ракетно-бомбового вооружения большего объема. Использование S-образных воздухозаборников в F-22 и F-35 привело к такой компоновке самолетов, при которой запас ракет и бомб на внутренних подвесках существенно меньше, чем у Су-57.
При этом конструкция воздухозаборников (если они прикрыты противорадиолокационной решеткой) не столь и сильно снижает малозаметность. Этому есть прекрасное подтверждение. На тендере по созданию ударного истребителя для ВВС, ВМС и Корпуса морской пехоты США схлестнулись два прототипа: от «Локхид Мартин» Х-35 (будущий F-35) и от «Боинга» Х-32. У Х-32 был прямой воздухозаборник, но по величине ЭПР оба самолета были практически идентичны. Так что не все так просто в области стелс-технологий. И умозрительная оценка уровня малозаметности редко когда совпадает реальным положением дел. Ну а проиграл тендер Х-32 совсем по другой причине — он был плохо приспособлен к эксплуатации на универсальных десантных кораблях, которые эксплуатирует Корпус морской пехоты США.
Еще индийцы были недовольны двигателем истребителя АЛ-41Ф1, якобы он «слабый». Однако основная характеристика, по которой судят о соответствии двигателя требованиям, — это не развиваемая им тяга, а достигающаяся тяговооруженность самолета. То есть отношение суммарной тяги двигателей истребителя к его массе.
И здесь самые слабые позиции у F-35. Его тяговооруженность при нормальной взлетной массе — 0,89. По этому параметру самолет относится к группе истребителей, появившихся в 60-е-70-е годы: французский «Мираж», американские F-4 и F-14, советские Су-17 и МиГ-23. Все ныне эксплуатирующиеся истребители имеют большую тяговооруженность: шведский «Грипин» (0,94), американский палубный «Супер Хорнет» (0,95), французский «Рафаль» и американский F-16 (1,02), истребитель пятого поколения F-22 (1,09). По 1,13 у.е.вроистребителя «Тайфун» и российских Су-35 и Су-57.
Претензии были абсолютно надуманными. Потому что, например, в момент разрыва контракта, уже начинал испытываться двигатель второй очереди «тип 30», который обладает большей тягой. И к моменту, когда российско-индийский проект близился бы к завершению, самолеты начали бы поставляться с новым двигателем.
И это было бы намного раньше, чем 2030–2032 год, когда ВВС Индии намереваются получить свой собственный истребитель пятого поколения.
Кстати, прежде чем делать самолет пятого поколения, необходимо научиться самостоятельно делать нормальные машины четвертого поколения. Правда, индийцы делают — Су-30МКИ. Но это чисто российская разработка, к которой индийские конструкторы не имеют никакого отношения. Производство этих многоцелевых истребителей налажено в Индии российскими специалистами. И осуществляется по приобретенной у ОКБ Сухого лицензии.
В ВВС Индии в 2015 году появились легкие многоцелевые истребители HAL Tejas («Бриллиант»), которые разрабатывались до принятия на вооружение 30 лет. Но разрешение на их эксплуатацию в ВВС было получено только в начале этого года.
Индийцы относят Tejas к четвертому поколению, что все-таки является натяжкой. Но даже в индийском «Бриллианте» не так уж много индийского. Попытка самостоятельно воспроизвести американский двигатель ни к чему не привела. Большая часть авионики, включая РЛС и оборудование кабины с нашлемной индикацией, — израильская разработка. Вооружение на две трети российское — ракеты «воздух-воздух» и «воздух-поверхность».
В связи с чем возникает подозрение, что выход из программы FGFA — это блеф, нацеленный на то, чтобы получить необходимое за небольшие деньги. Дело в том, что «хлопнув дверью», Нью-Дели сообщили, что будут наблюдать за ходом российской разработки Су-57. И если самолет получится хорошим, то можно будет обсудить вопрос о его закупке. Однако, как известно, скупой платит дважды. Разговор о продаже будет совсем иным, нежели думают сейчас индийцы.
Во-первых, на истребитель к этому моменту выстроится очередь. Во-вторых, цена будет рыночной, а не той, которая предполагалась при заключении соглашения по FGFA. В-третьих, в Индии производства Су-57 не будет. В-четвертых, для ВВС Индии не будет режима наибольшего благоприятствования.
И, наконец, в пятых, что для Индии особенно чувствительно. Она рискует остаться в регионе без самолетов пятого поколения. У Китая, регионального соперника Индии, они уже есть. Куда хуже то, что Китай продает эти машины региональному противнику Индии — Пакистану. С которым в начале этого года были воздушные бои. Причем, не в пользу Индии.