✔ Означает ли катастрофа на Байконуре закат отечественной космонавтики? - «Политика»



Инцидент на космодроме Байконур с неудачным полётом ракеты-носителя «Союз-ФГ» вновь вызвал дискуссии о неудовлетворительном состоянии отечественной космической отрасли. Примечательно, что авария произошла в день празднования 100-летия ПАО РКК «Энергия» — бывшее ОКБ-1, которое возглавляя Сергей Павлович Королёв. Именно это предприятие разработало первый искусственный спутник Земли и ракету-носитель на основе баллистической Р-7.


Жёсткая посадка в степях Казахстана


«Союз-ФГ» должен был вывести в космос пилотируемый корабль «Союз МС-10» с космонавтом Алексеем Овчининым и астронавтом NASA Ником Хейгом. Однако россиянину и американцу было не суждено добраться до Международной космической станции (МКС).


Никаких проблем с предстартовой подготовкой ракеты не было, и её запуск прошёл успешно. Но через две минуты сработала система аварийного спасения. Спускаемый аппарат с космонавтом и астронавтом отделился от носителя, начав спуск по баллистической траектории, при которой человек испытывает перегрузки до 8–9 g (при запуске — 7 g). Капсула упала неподалёку от города Джезказган.


«По тем данным, которые есть, перегрузка при спуске составляла 6 единиц, но это знакомая для космонавтов перегрузка, потому что она используется и при отборе в космонавты, и при тренировках космонавтов. Они натренированы, знают, как при этом себя вести, какие ощущения могут быть. Поэтому эта перегрузка хоть и была нештатной, но не доставила им каких-то дополнительных проблем», — пояснил директор Института медико-биологических проблем РАН (ИМБП) Олег Орлов.


Как сообщает «Коммерсант»: «Связь с экипажем была установлена практически сразу. Спустя 41 минуту после аварии спасательная поисковая группа десантировалась с самолета Ан-12 на парашютах и взяла корабль под охрану. В течение часа в район приземления прибыла наземная группа спасателей на вездеходах и четыре вертолета Ми-8».


Овчинина и Хейга отвезли в одну из больниц Джезказгана, позже — в Центральную медсанчасть №1 города Байконур. Как уточнил замглавы Федерального медико-биологического агентства (ФМБА) Вячеслав Рогожников, россиянин и американец чувствуют себя хорошо и не получили никаких серьёзных травм. 12 октября их привезут в Центр подготовки космонавтов в Звёздном городке для последующей реабилитации, которая займёт несколько дней.


Версии аварии


Мы привыкли, что в России регулярно происходят аварии ракет-носителей. Однако предыдущие катастрофы исключали вероятность гибели людей, так как ракеты-носители должны были выводить на орбиту спутники или доставлять грузы на МКС. 11 октября 2018 года произошло первое за 35 лет ЧП с экипажем. (26 сентября 1983 года на советской ракете возник пожар. Космонавты Владимир Титов и Геннадий Стрекалов выжили благодаря штатно сработавшей системе аварийного спасения).


«На 123-й секунде произошло срабатывание аварийной системы спасения, она отработала штатно, позволила раскрыть парашют. Отделилась капсула от ракеты-носителя. Экипаж благополучно приземлился на Землю», — сказал вице-премьер РФ Юрий Борисов.


В настоящее время специалисты анализируют данные телеметрии. Как сообщает ТАСС во время полёта произошло разрушение второй ступени ракеты. Также появилась информация о несрабатывании системы разведения блока первой ступени от второй. «Коммерсант» на основе комментариев своих источников пишет, что не отделился один из четырех боковых блоков первой ступени.


Разработчик двигателей (РД-107А/РД-108А) для «Союза» ПАО «Кузнецов» не комментирует предположения журналистов. Учитывая текущие обстоятельства, Роскосмос или специальная государственная комиссия должны проверить исправность «Союза-ФГ». С большой вероятностью запуск данных ракет-носителей прекратится до окончания расследования, в ходе которого будет установлена точная причина катастрофы. Упавший в казахстанской степи «Союз» был выпущен в апреле 2016 года.


По сведениям «Коммерсанта», сейчас специалисты отрабатывают три версии аварии: отказом работы пирозамка бокового блока, механическое повреждение пирозамка и его крепления, сбой в автоматике, «не давшей команду на отстрел «боковушки».


Проблемы и надежды


Стоит ли основе произошедшего крушения делать вывод о том, что Россия неизбежно потеряет лидерские позиции в космической отрасли? На первый взгляд события последних лет явно не в пользу наши страны. Главная проблема — потеря компетенций, трудности в разработке и освоении новых технологий.


Космическая отрасль, как и любая высокотехнологическая сфера, крайне негативно реагирует на бурные политические события, недофинансирование и наплевательское отношение властей. 5-10 лет вакханалии вполне достаточно, чтобы нанести развитию этого сектора почти непоправимый ущерб.


Не под запись многие эксперты отмечают огромный дефицит квалицированных кадров, причём на всех уровнях от рядового работника сборочного или испытательного цеха до инженеров среднего и высшего звена. Например, основная причина падения «Протонов» — некачественная сборка специалистами ГКНПЦ им. М. В. Хруничева.


Страдает в России и форма управления космической отраслью. С 1990-х годов Роскосмос был агентством: сначала — при правительстве РФ, потом — ведомство несколько раз меняло название. Так, в 1999 году было учреждено Российское авиационно-космическое агентство (Росавиакосмос), в 2004 году — Федеральное космическое агентство «Роскосмос», в 2015 году — госкорпорация «Роскосмос», а за год до этого события из Роскосмоса была выделена Объединённая ракетно-космическая корпорация.


Подбор руководящего состава также вызывает немало вопросов. Сложно оставить без внимания тот факт, что нынешний глава Роскосмоса Дмитрий Рогозина — профессиональный журналист, а не дипломированный инженер-механик. Конечно, управление отраслью требует от высшего должного лица стратегического мышления, но без понимания изнутри многих технологических процессов крайне сложно составить комплексную картину происходящего в вверенной сфере.


Тем не менее. наверное, неразумно делать вывод, что организационная чехарда и кадровая деградация — признак того, что Россия обречена на потерю ведущих позиций в мире. Тот же «Союз-ФГ» показал себя надёжной техникой (предыдущие 64 запуска были успешными). Да и внимание к космосу со стороны государства и общества сейчас совсем другое, что не может не внушать определённые надежды.



Поделиться с друзьями



Новости по теме

Похожие новости сегодня




Добавить комментарий

показать все комментарии
→