К третьему кварталу Сбербанк до сих пор не определил размер дивидендных выплат за 2019 год. Ожидается, что соответствующее решение будет принято на сентябрьском заседании Наблюдательного совета Сбербанка. До этого, в марте, Наблюдательным советом была рекомендована выплата в 18,7 рубля на одну акцию. Всего на данную цель планировалось направить 50% чистой прибыли по МСФО или же 422 млрд рублей. Именно эту цифру постоянно обозначает Герман Греф в своих интервью. Однако реальная польза для Российской Федерации при принятии подобного решения неоднозначна. Являясь государственной компанией, Сбербанк проводит весьма сомнительную и вызывающую вопросы дивидендную политику.
По официальной информации, опубликованной на сайте госбанка, нерезидентам принадлежит 45,04% акций Сбербанка. Да, это не контрольный пакет, и формально иностранные акционеры не могут определять политику «Сбера», однако ежегодно они получают огромные выплаты, что приводит к оттоку капитала. Например, в 2019 году Греф направил на дивиденды 345 млрд рублей. Соответственно, иностранные акционеры получили порядка 155 млрд рублей, или же, по средневзвешенному курсу за 2019 год, 2,4 млрд долларов. При этом чистый отток капитала из России составил 26,7 млрд долларов. Таким образом, каждый десятый доллар оттока капитала был сформирован «благодаря» щедрым выплатам Грефа.
Если в сентябре Наблюдательный совет Сбербанка всё же утвердит размер дивидендов в 422 млрд рублей, это будет означать, что иностранные акционеры смогут вывести на 10% больше, чем в прошлом году: 2,67 млрд долларов. Вместе с этим Центробанк РФ прогнозирует околонулевой счёт текущих операций по итогам 2020 года: положительное значение является лишь формальным и составляет 2 млрд долларов. Таким образом, выплата дивидендов иностранным акционерам Сбербанка превысит счёт текущих операций всей страны. Это станет уникальным фактом.
К сожалению, Россия продолжает пожинать плоды преждевременного вывода Сбербанка на IPO в 2007 году, в результате которого значимая доля акций оказалась в руках иностранных хедж-фондов. Вместе с этим имеется несколько простых вариантов исправления этой нездоровой ситуации. Для их реализации нужна лишь политическая воля и желание руководства Сбербанка.
Огромная по российским меркам прибыль «Сбера» может идти не на выплату дивидендов, а на финансирование реального сектора экономики через покупку облигаций госкомпаний. Например, РЖД с конца июня начали выпускать бессрочные облигации. Полученные средства предполагается направить на инвестиции (в частности, на расширение пропускной мощности БАМа и Транссиба). Падение дивдоходности по акциям Сбербанка приведёт к их удешевлению и, формально, к падению капитализации. Иностранные хедж-фонды поспешат избавиться от невыгодных активов. В этом случае государство в лице Минфина будет иметь возможность увеличения своей доли в акционерном капитале банка путём покупки подешевевших акций. Таким образом, государство получит двойную выгоду: финансирование реального сектора экономики и увеличение пакета акций Сбербанка.
Менее эффективным, но практичным является второй вариант. Прибыль Сбербанка может направляться на покупку собственных акций, которые приобретут статус либо казначейских, либо квазиказначейских. Подобную стратегию в настоящий момент реализовывает «Роснефть», скупая собственные акции на открытом рынке и записывая их на свою дочернюю компанию «РН-Капитал». В этом случае распределение дивидендов среди всех акционеров, включая Российскую Федерацию, будет пропорционально увеличиваться. Теоретически данная операция также должна способствовать снижению стоимости акций Сбербанка, правда, не так сильно, как при первом варианте.
Тем не менее данные решения должен принимать основной акционер Сбербанка в лице Министерства финансов. Однако в подобное развитие событий верится с трудом.
Во-первых, глава Минфина Антон Силуанов является сторонником снижения доли государства в крупных компаниях. Ещё при предыдущем правительстве был подготовлен План приватизации федерального имущества на 2020–2022 годы, в котором предполагается снижение доли Российской Федерации в таких «гигантах», как ВТБ или же Совкомфлот.
Во-вторых, фигура Антона Силуанова является менее влиятельной, чем фигура Германа Грефа. Парадоксально, но Министерство финансов, которому формально должен подчиняться Сбербанк, не имеет абсолютно никакого влияния на проводимую политику госбанка. Поэтому, даже если Силуанов захочет увеличить долю участия Российской Федерации в акционерном капитале «Сбера» либо направить прибыль на финансирование реального сектора экономики, реализовать задуманное у него вряд ли получится.
Исходя из всего этого, вывод следует неутешительный. Существенная часть прибыли продолжит выплачиваться иностранным акционерам. Теоретически можно сказать, что 180-200 млрд рублей в год не являются значимой суммой для бюджета Российской Федерации. Тем не менее при текущих обстоятельствах каждый сохранённый в стране миллиард может оказаться драйвером развития для экономики регионов. План Белоусова, утверждённый президентом, предусматривает «взрывной» рост инвестиций на 70% к концу десятилетия. И именно крупные государственные компании, к которым относится Сбербанк, должны обеспечить достижение заданной цели.