Реализация национальных проектов не принесла значимых результатов
2019 год стал вторым годом после утверждения президентом РФ Владимиром Путиным национальных проектов и национальных приоритетов. Никаких позитивных и осязаемых результатов для общества или для экономики реализация национальных проектов не дала. Более того, страна не приближалась к достижению национальных целей, а удалялась от них.
Вместо устойчивого естественного роста численности населения мы наблюдали рекордные темпы вымирания. Вместо ускорения экономического роста страна столкнулась с замедлением. Вместо сокращения бедности в стране наблюдался ее рост. Реальные доходы населения стагнировали. Не наблюдалось также заявленного ускорения технологического развития страны. Вместо увеличения экспорта по итогам года отмечено его снижение. Движение страны в противоположном направлении от заявленного подтверждалось мониторингом Счетной палаты достижения национальных целей. Показатели национальных целей и нацпроектов не достигались, несмотря на значительные объявленные объемы бюджетного и внебюджетного финансирования. На реализацию 12 национальных проектов и комплексного плана развития инфраструктуры с 2019 по 2024 год планируется потратить 25,7 трлн руб. В том числе в 2019 году – около 1,7 трлн руб.
Но даже расходование этих денег столкнулось с существенными аппаратными препятствиями. Более того, задержка финансирования нацпроектов стала тормозом для экономики и привела к более резкому сжатию инфляции, чего не ожидал даже Центробанк, опоздавший с адекватным снижением ключевой ставки. ЦБ, приступивший к снижению ключевой ставки в июне 2019 года, мог бы начать смягчать денежно-кредитную политику раньше, если бы понимал реальный график расходования бюджетных средств, сообщила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в ходе выступления в Госдуме.
«Людям неинтересны абстрактные обещания, ведомственные планы или графики, разного рода технические вопросы – это все наши с вами вопросы, а не граждан, которые ожидают конкретных результатов. Им не важно, как согласовывали, когда перечисляли средства на те или иные мероприятия. Гражданам важен результат, и не в отдаленном будущем, а сейчас», – объяснял министрам президент Путин в начале мая. Но именно конкретными улучшениями в рамках нацпроектов чиновники похвастаться и не могут. Они продолжают отчитываться перед президентом лишь выделенными освоенными или неосвоенными деньгами и стадиями межведомственных согласованиями.
«Большинство национальных проектов были запущены с 1 января. И некоторые мероприятия в планах реализации формулировали и уточняли до середины года. Поэтому задержалось и финансирование национальных проектов, и исполнение», – объяснял президенту Путину глава Счетной палаты Алексей Кудрин в середине декабря. «Некоторые проекты сформулировали поздно, а некоторые объекты, прежде всего – инвестиционные, требовали дополнительной разработки проектно-сметной документации. Кроме того, есть ряд процедур, связанных с тендерами и торгами, которые идут долго, и бывает – дольше, чем даже запланировано», – добавил Кудрин.
«Среди других вопросов – слабая проработанность региональных программ, которые связаны с достижением национальных целей. Изначально определялось, что большую часть этих программ будут выполнять за счет федеральных ресурсов, но на деле регионам приходится самим изыскивать большие средства. Даже в первый год исполнение программ идет «50 на 50», то есть регионы вынуждены находить и направлять дополнительные ресурсы», – констатировал Кудрин.
И даже премьер Дмитрий Медведев, не отличающийся особой самокритичностью, признал неудачи с нацпроектами. «Нужно все проанализировать и эти ошибки учесть в работе следующего года», – сообщил Медведев.