17 июля 2025 года по всей России снова пройдёт масштабная акция, посвящённая народной культуре. Это уже пятый год, когда Государственный Дом народного творчества имени В.Д. Поленова объединяет всю страну одной идеей: сохранить, показать и передать дальше богатство традиций народов России.
В этом году событие особенно значимо: оно приурочено к 80-летию победы в Великой Отечественной войне и 110-летию самого поленовского дома — центра, где поддерживают народное творчество.
Во многих регионах пройдут концерты, фольклорные праздники, выставки, встречи с мастерами, носителями языков, старинных песен и обрядов.
Русские народные сказки — это не просто детские истории перед сном. За простыми сюжетами, лесными избами и печами на ходу скрывается целая система народной философии, мудрости и символов. Иногда эти смыслы неожиданно противоречат привычным представлениям о добре и зле, о героях и неудачниках.
Так, обычно Баба-яга воспринимается как зловещая старуха в ступе, олицетворяющая страх и смерть. Но в большинстве русских сказок она не враг, а скорее испытание. Если герой ведёт себя уважительно, отвечает честно, не трусит, то Баба-яга может помочь, дать совет, волшебный предмет и указать дорогу.
Баба-яга — хранительница границы между мирами: живым и мёртвым, реальным и сказочным. Она проверяет героя на зрелость и самостоятельность. И если он справляется — отпускает его не с пустыми руками.
Женские образы в русских сказках, конечно, красавицы. Но с богатым внутренним миром. Внешний образ не определяет, гораздо важнее мудрость, смелость, доброта. Социальное положение тоже значения не имеет, а ценятся прежде всего качества характера. Так, сиротки, падчерицы, бедные крестьянские девушки часто успешнее проходят испытания. В русских сказках женщина — это воплощение материнства, хранительница семейного очага, сильная духом. Это мудрая, добрая, терпеливая и трудолюбивая героиня.
Русские сказки любят младших: Иван-дурак, Емеля, младшая сестра Василиса. Старшие братья часто самоуверенны, жестоки или высокомерны и именно поэтому терпят неудачу. Младшие — наивные, но открытые миру, добрые, доверчивые. И это в сказочном мире считается важнейшими качествами для успеха. Тот, кто кажется глупым и незначительным, может оказаться по-настоящему умным и счастливым, если остаётся собой.
Вещи в русских сказках не всегда помогают тем, кто силён, но часто — тем, кто добр. Щука исполняет желания Емели не за красивые глаза, а за то, что он отпустил её обратно в реку. Жар-птица достаётся не тем, кто охотится ради славы и богатства, а тем, кто поступает по совести. Это важный сигнал: волшебство работает не для эгоизма, а для сердца. Помощь приходит к тем, кто не хвастается, а помогает другим, кто щедр даже в бедности.
Сказка — не ложь, а способ видеть глубже. Русская сказка учит через образ. Она говорит: будешь добрым — тебе помогут; не бойся странного — в нём может быть сила; уважай старших — и даже Бабу-ягу; не гонись за славой — лучше гляди в душу. Именно поэтому сказки и живут веками. Потому что в них не только чудо, но и очень точное понимание человеческой природы.
В русском фольклоре полно мрачных персонажей: кикиморы шепчутся по углам, полудницы забирают тех, кто работает в поле в жару, навьи души витают по кладбищам…
1. Лихо — олицетворение беды и злого рока
«Не буди лихо, пока оно тихо» — все знают эту поговорку. А ведь «лихо» — это не просто слово. Это вполне себе живой персонаж из народных преданий: иногда — одноглазое существо с измождённым лицом, иногда — худое, страшное, длиннорукое, с чёрными зубами. Лихо — это не просто злодей, а сама беда, неудача, несчастье, пришедшее в обличье. Оно появляется внезапно, приносит болезни, потери, разрушения.
Самое страшное — Лихо не убить и не победить. С ним нельзя договориться. Это как проклятие: если пришло, то будь осторожен, чтобы не сделать хуже. А в некоторых сказках оно может и обмануть героя, притворившись нуждающимся или стариком, — а потом уж держись.
2. Русалки вовсе не милые девушки у воды
В фольклоре русалки совсем не те прекрасные морские девушки из поздних мультфильмов. Это души умерших девушек, чаще всего утопленниц или погибших некрещёных младенцев, которые так и не обрели покой.
Они живут у рек и озёр, особенно активны на Русальной неделе (в начале лета): выходят на берег, поют, смеются, могут заманивать путников или купальщиков, чтобы затянуть в воду. Их красота смертельно опасна. Улыбка русалки часто предвещает гибель. Но иногда они просто тоскуют — о своей несбывшейся жизни.
Русалок боялись, существовали даже обряды, чтобы «проводить» их обратно в воду — иначе беда могла прийти в деревню.
3. Игоша — невидимый домовой-мучитель
Игоша — один из самых малоизвестных, но очень пугающих персонажей. Это не просто злой дух, а душа мертворождённого ребёнка или младенца, умершего до крещения. Игоша может «прицепиться» к дому или человеку, особенно к тому, кто был причастен к его смерти или отказался от ребёнка. Он часто невидим, но его можно почувствовать: ночью ощущается тяжесть на груди, приходят кошмары, в доме слышны шорохи, детский плач, иногда странные звуки, будто кто-то ползает или дышит рядом.
Считалось, что Игоша мучается, потому что не был принят в мир людей и не получил имени. Он тоскует, требует внимания и может мстить, если о нём забывают. Иногда его описывали как маленькую фигурку с бледным лицом и пустым взглядом. В некоторых регионах верили, что Игоша может даже подменить живого младенца или довести мать до безумия.
Чтобы избавиться от Игоши, проводили очистительные обряды, заказывали «молитвы за непомянутых», а иногда пытались «крестить» духа символически, чтобы отпустить его в мир иной.
17 июля по всей России и в новых регионах пройдут праздничные мероприятия, приуроченные к Единому дню фольклора, посвящённому богатству нематериального культурного наследия страны.
В Петропавловске-Камчатском состоится Праздник рождения бубна. Когда молодой человек достигает совершеннолетия, он получает свой первый бубен — сакральный предмет, сопровождающий важнейшие этапы жизни коренных народов Сибири и Дальнего Востока: от охоты до ритуалов и игр.
Забайкальский край примет у себя обряд Обоо тахилга, традиционное бурятское действо в честь духов — хранителей местности. Оно проводится в особых местах силы, обоо, и служит символом благодарности и обращения за покровительством.
В Эвенкийском районе Красноярского края этнический праздник Мучун знаменует природное обновление и приход нового года по местным традициям.
Казань отметит день народной культуры насыщенной программой в Культурном центре им. А.С. Пушкина. Гостей ждут выступления фольклорных ансамблей, выставка ремесленных изделий, а также подведение итогов конкурса «Национальное достояние».
В Астрахани пройдёт торжественная церемония присвоения звания «Народный мастер Астраханской области», отмечающая выдающиеся достижения в сфере народных промыслов.
Башкортостан посвятит день народному эпосу «Урал батыр». Все желающие смогут принять участие в акции: исполнить отрывки эпоса на разных языках и выложить видеозаписи в соцсетях.
В Белгороде акция «Неожиданно культурно» предстанет в виде уличного показа коллекции одежды «Белогорье» дизайнера Алёны Ахмадуллиной. Костюмы, вдохновлённые белгородскими народными традициями, можно будет увидеть прямо в общественных пространствах города: на остановках, в транспорте и торговых центрах.
Новые регионы также присоединятся к празднованию. В Луганске состоится онлайн-семинар для руководителей фольклорных коллективов, на котором обсудят современные направления развития жанра. В Донецке пройдёт виртуальный концерт с участием лучших исполнителей фестиваля народной песни «Кальмиусский гурт».
Центральной площадкой в Севастополе станет культурный центр «Бухта Казачья». Здесь пройдут выставка Ремесленной палаты, мастер-классы и лекции мастеров.
По всей стране, включая Липецкую, Ульяновскую, Тверскую, Ленинградскую, Новгородскую области, а также Хакасию и Пермский край, состоятся премьеры документальных фильмов, рассказывающих об элементах нематериального культурного наследия.
Фестивали народного творчества также охватят множество регионов: Кемеровская область примет конкурс «Песни русской деревни», в Брянской области пройдёт детский фестиваль «Живые традиции Брянщины», а в Смоленске стартует Неделя русских традиций.
Июль традиционно становится временем фольклорных экспедиций. В 2025 году уже в четвёртый раз стартует масштабный исследовательский проект под эгидой Министерства культуры РФ. Его цель — выявление и фиксация объектов нематериального этнокультурного достояния. В этом году в рамках проекта федеральные эксперты будут работать в Бурятии, Туве, Амурской и Томской областях. Особое внимание будет уделено обрядам, песенным традициям, ремёслам. По результатам исследований объекты войдут в региональные каталоги и могут быть включены в федеральный реестр. Также будет снят цикл документальных фильмов. Проект реализуется в рамках закона «О нематериальном этнокультурном достоянии Российской Федерации» и соответствующей Концепции до 2030 года.
В Москве, в ГРДНТ им. В.Д. Поленова, состоится международный круглый стол «Традиции крашения текстиля». К участию приглашены представители Института этнологии и антропологии РАН им. Н.Н. Миклухо-Маклая, а также признанные мастера-ремесленники.