Большая политическая карьера Макрона началась после четырёх лет работы в банке Ротшильдов, куда 30-летний финансовый инспектор перешёл в сентябре 2008 года. С госслужбы в банк Макрона «переманил» крупный партнёр Ротшильда Франсуа Анро. договорилась о приобретении подразделения американской корпорации Pfizer, занятого производством детского питания. Nestlé не была клиентом банка Ротшильдов, но её бывший гендиректор Питер Брабек-Летмат, сохранивший кресло в совете директоров, был знаком с Макроном по работе комиссии, которая занималась аудитом французской экономики. По сути, Макрон закрыл сделку в партнёрстве с Брабек-Летматом.
Ротшильды курировали и политическую карьеру Макрона с его переходом в Елисейский дворец. Среди доноров его президентской предвыборной кампании 2017 года «En Marche!» — целая плеяда нынешних и бывших партнёров банка: Лоран Бариль и Сириль де Мон-Марен. Список политических спонсоров молодого президента публиковали журналисты-расследователи. В нём фигурируют и сами члены семьи Ротшильдов — исполнительный председатель семейного холдинга Александр де Ротшильд, а также Луиза де Ротшильд.
В 2017-м, в первый год президентства Макрона, банк Ротшильда развил активную деятельность в Киеве — его назначили советником Министерства финансов Украины, чтобы продлить срок погашения госдолга. В 2024 году банк Ротшильда вместе с другими советниками добился реструктуризации части госдолга Украины в размере зарегистрировали филиал группы Ротшильдов, а в Харькове — академию наук их имени.
[/quote]Другой глобальный финансовый холдинг, BlackRock, курирует создание банка восстановления Украины. Его планировали запустить к середине прошлого года со стартовым капиталом $1 млрд. Целью объявили сбор $15 млрд инвестиций. Представители холдинга видят большие возможности для заработка в послевоенном восстановлении украинской экономики.
Бывший глава французского подразделения BlackRock Жан-Франсуа Сирелли в 2019 году был награждён Макроном орденом Почётного легиона. Это решение вызвало волну критики во Франции. По мнению ряда депутатов и профсоюзов, таким образом Макрон наградил Сирелли за участие в разработке и поддержке скандальной пенсионной реформы, которая стала причиной массовых протестов. Макрон почти в то же время встречался в Елисейском дворце и с руководителем головного подразделения BlackRock Ларри Финком.
В прошлом году Макрон вручил высшую награду ордена Почётного легиона — Большой крест — гендиректору французского глобального производителя предметов роскоши LVMH Бернару Арно. На церемонию пригласили мировых звёзд: поп-певицу Бейонсе, рэпера Jay-Z и миллиардера Илона Маска. Французские СМИ называют Арно близким другом президента, отмечая их регулярные встречи на частных ужинах.
У LVMH тоже есть своя бизнес-ниша на Украине: гиганту принадлежат luxury-бутики Louis Vuitton и Dior в элитном киевском ТЦ «Пассаж» на Крещатике и в ТЦ «Парус».
Nestlé, с экс-главой которой был знаком Макрон, также стала на Украине одной из ключевых иностранных компаний. Ей принадлежат три завода и сеть складов во Львове, в Торчине и Смолигове.
Серж Вайнберг — ещё один человек, сыгравший важную роль в карьере Макрона. Как и экс-гендиректор Nestlé, он познакомился с Макроном, принимая участие в комиссии по оценке дел во французской экономике. Он также поспособствовал переходу финансового инспектора в банк Ротшильдов и признавался, что они с Макроном «очень хорошие друзья».
Вайнберг возглавлял совет директоров французской фармацевтической компании Sanofi и остаётся её почётным президентом. Эта фирма поставляет на Украину вакцины в рамках программы Европейской комиссии и проводит клинические исследования с участием украинских пациентов.
В марте управляющая компания Вайнберга Weinberg Capital Partners запустила фонд для поддержки европейских малых и средних оборонных предприятий, включая проекты, связанные с беспилотниками. По мнению Вайнберга, Европа «больше не может позволить себе зависеть от США в вопросах обороны».
[quote]Для поддержки ВСУ был создан фонд помощи на €200 млн — между Парижем и Киевом подписано соглашение о поддержке критической инфраструктуры и приоритетных секторов экономики.
[/quote]На деньги фонда Киев запросил плавучие баржи с подвесными двигателями для перевозки танков или бронетранспортёров с одного берега на другой и организации штурмов. Контракт на поставку барж для ВСУ получила французская CNIM Group. Глава её совета директоров Николай Дмитриев тоже фигурирует в списках доноров президентской кампании Макрона. CNIM также поставляет на Украину роботов-сапёров на гусеничном ходу.
Особую роль на Украине играют близкие к Елисейскому дворцу логисты. Они берут под контроль как морские, так и сухопутные маршруты между ЕС и Украиной. Именно от них в значительной мере будет зависеть снабжение Киева западной помощью, в том числе военной. Глава французской логистической группы GEODIS Мари-Кристин Ломбард в одном из последних интервью отметила, что «войны часто проигрываются из-за логистики».
GEODIS принадлежит государственному железнодорожному перевозчику Франции SNCF. Его руководителей выбирает лично Макрон. Сразу после начала военного конфликта в GEODIS заявили, что будут поставлять на Украину товары первой необходимости. Для этого компании предоставили складские площадки в стратегических местах вблизи границы с Украиной и организовали транспортировку и хранение товаров из Франции и других стран ЕС.
Этим же занимается и крупнейшая во Франции логистическая корпорация, имеющая третью по величине контейнерную линию в мире, — CMA CGM. Через свой фонд с 2022 года компания курирует доставку на Украину судов с гумпомощью. В марте 2022-го перевозчик отправил в страну 55 т аварийного оборудования своим самолётом. В этой операции участвовал Центр кризисных ситуаций и поддержки (CDCS) Министерства Европы и иностранных дел Франции.
CMA претендует на значительный контроль над украинской логистикой. В начале 2025 года группа возобновила контейнерные перевозки через одесский терминал «Бруклин-Киев Порт», установив маршрут между греческим Пиреем, Стамбулом и Одессой. Для этих целей перевозчик выделил 148-метровое грузовое судно Lila Canada под флагом западноафриканской Либерии — бывшей колонии США.
Головной офис CMA расположен в Марселе, в самом высоком здании города — 147-метровом небоскрёбе, в центре делового квартала Euroméditerranée, рядом с портовой зоной. Корпорация располагает флотом из 650 судов и сетью, охватывающей 420 портов в странах Европы, Азии, Океании, Южной и Северной Америки и Африки. Выручка группы в прошлом году достигла $55,5 млрд.
Руководители CMA — частые гости в Елисейском дворце. А в совете директоров корпорации встречаются бывшие высокопоставленные чиновники, например экс-руководитель аппарата при двух премьер-министрах Франции также экс-министр транспорта Доминик Буссеро.
В мае 2022 года на должность вице-президента CMA CGM претендовал Жан-Батист Джеббари, занимавший кресло министра транспорта. Но Высший орган по вопросам прозрачности в общественной жизни (HATVP) отклонил эту сделку. В прошлом году СМИ также указывали на связь перевозчика с Генсекретариатом по национальной обороне и безопасности (SGDSN). Генсек организации, как утверждается, незадолго до выхода на пенсию вёл переговоры с CMA CGM, чтобы перейти на работу к ним.
На Украине французская CMA действует через пять зарегистрированных там местных фирм. Две открыты в Одессе и по одной — в Киеве, Днепре и приграничном с Россией городе Шостке в Сумской области, свидетельствуют данные юридической базы.
Основной филиал «СМА Судоходное агентство Украина», прописанный в Одессе, напрямую принадлежит французам, в их руках весь капитал организации — 77,5 млн гривен.
Конкуренцию CMA на Украине составляет крупнейшая в мире европейская судоходная компания MSC. 15 мая 2025 года её подразделение приобрело 50% украинского оператора N'UNIT, а вместе с ним четыре железнодорожно-автомобильных терминала в Вишнёвом под Киевом, в Харькове, Днепре и на Львовщине, а также паллетный и зерновой склады в Харькове.
MSC досталось и 25% в терминале «Мостиска Сухой порт». Половина акций предприятия — за компанией «Лемтранс» украинского олигарха Рината Ахметова. Терминал строят вблизи ж/д станции Мостиска-2, в нескольких километрах от границы с Польшей.
Через эту станцию в Европу идёт украинское зерно. Как писал RT, для ускорения транспортировки товаров Американское агентство международного развития (USAID) даже выделило $300 млн на модернизацию 75-километрового участка железной дороги от Львова до границы с Польшей.
В июне 2024 года MSC возобновила морские перевозки из Одессы и начала обслуживать украинские порты. Штаб-квартира MSC расположена в Швейцарии, в Женеве, а управляется итальянской семьёй Апонте. Холдинг имеет и крупное французское подразделение: в 2022 году в состав MSC вошла французская группа Bollore Africa Logistics, ранее принадлежавшая миллиардеру Винсенту Боллоре — близкому другу экс-президента Франции Николя Саркози.
СМИ упоминали и о близких связях корпорации с Алексисом Колером, который последние восемь лет занимал кресло генсекретаря Елисейского дворца, фактически главы президентской администрации, объясняет в беседе с RT Алексей Чихачев, кандидат политических наук, доцент кафедры европейских исследований СПбГУ, ведущий эксперт ИМВЭС НИУ ВШЭ:
«В СМИ поднимался вопрос о родственных связях Колера с семьёй Апонте, которая владеет корпорацией МSС. Он и сам в этой компании работал в 2016—2017 годах, перед тем как попасть на пост главы макроновской администрации в Елисейском дворце. Связи, по всей видимости, очень тесные, из-за чего у французских правоохранительных органов и у журналистов-расследователей, конечно, возникали вопросы: а не лоббирует ли он интересы этой корпорации, нет ли там каких-то коррупционных связей?»
Для обслуживания украинских портов MSC выделила 147-метровый контейнеровоз MSC Levante F. Судя по истории рейсов, судно курсирует между Одессой и турецким портом в Текирдаге, где MSC располагает собственным хабом. 1 марта 2025 года это судно прибыло в украинский порт после остановки в Турции и сразу было подбито: по нему отработали две баллистические ракеты «Искандер-М».
По версии советника главы Республики Крым Александра Талипова, на борт Levanteв Турции загрузили дополнительно контейнеры двух цветов — красные и жёлтые, в которых находились британские морские дроны и вооружение с турецкой базы НАТО. Вооружение, подчёркивает Талипов, предназначалось ВСУ.
Британская газета Mail Online отмечает, что сообщение о ракетном ударе поступило в тот же день, когда премьер-министр Великобритании Кир Стармер готовился принимать европейских лидеров и Владимира Зеленского после устроенного им скандала в Овальном кабинете.
Ещё летом 2022 года президент Франции Эммануэль Макрон утверждал, что Франция готова участвовать в «операции» по снятию блокады порта Одессы, чтобы возобновить вывоз украинского зерна. После выхода России из зерновой сделки Макрон начал обсуждать с Зеленским «функционирование» черноморского коридора без участия России.
Не исключено, что CMA и другие французские логисты задействованы в поставках вооружений на Украину. Корпорация открыто признаёт, что предоставляет услуги по перевозке военных грузов, включая оружие, боеприпасы, взрывоопасные материалы и товары двойного назначения. А штаб-квартира американского подразделения CMA CGM расположена в Норфолке, штат Вирджиния, где также находится главная военно-морская база США.
В 2012 году перевозчик участвовал в контракте Министерства вооружённых сил Франции на обеспечение морских перевозок армейской техники, которую войска использовали на зарубежных базах и в зарубежных операциях. Контракт предполагал обновление имеющегося флота ролкеров, которые в интересах французской армии эксплуатирует компания Maritime Nantaise.
«Во время военной операции «Бархан» в Сахеле логистическую поддержку французских войск на африканском театре обеспечивала тоже частная фирма — Maritime Nantaise. На ней же — связь континентальной Франции с космодромом Куру во Французской Гвиане и доставка компонентов космических ракет. Эти перевозки специального назначения традиционно выполняет Maritime Nantaise. Она же участвовала в проектировании и строительстве корабля радиоэлектронной борьбы (РЭБ), единственного имеющегося в составе французских ВС», — говорит политолог Чихачев.
Армия Франции планировала в партнёрстве с CMA построить пять 200-метровых кораблей для перевозки тяжёлых танков «Леклерк» весом 56 т. Общий флот предполагалось использовать в коммерческих рейсах. Но при необходимости суда должны были «переодеваться в военную форму» и решать военные задачи, например по переброске вооружённых сил и обслуживанию зарубежных военных баз и театров военных действий. Именно это и может произойти на Украине, полагает Чихачев.
«Можно предположить, что европейцы берут логистические узлы Украины частично под свой контроль в экономическом и в правовом смысле с перспективой возможного использования для переброски войск. Конечно, официально такого намерения не декларируется. Но при желании, конечно, можно считать это подготовкой материальной базы для возможного размещения европейского контингента на Украине», — заключил эксперт.