Российская авиакомпания "Якутия" каннибализировала (разобрала на запчасти) два из четырех отечественных самолетов Sukhoi Superjet 100, полученных в лизинг от Государственной транспортной лизинговой компании. Об этом сообщают "Ведомости", ссылаясь на источники.
Как утверждает собеседник издания, руководство авиакомпании приняло решение о разборе бортов на запчасти после проверки их состояния. Восстановить разобранные самолеты уже невозможно: на них отсутствуют маршевые силовые установки и прочие основные агрегаты.
На производящем SSJ 100 предприятии "Иркут" отметили, что авиакомпании не могут приобрести отсутствующие детали в связи с западными санкциями. Кроме того, ни данная модель самолета, ни двигатель еще не сертифицированы.
По информации источника, в ближайшее время ГТЛК изымет лайнеры у перевозчика: договоры аренды самолетов в разобранном состоянии планируются к расторжению. В настоящее время долг "Якутии" перед лизингодателем превысил 1,5 млрд руб., а компания выполняет свои обязательства лишь частично, хотя в 2021–2022 году ей были выделены значительные субсидии из регионального бюджета.
У авиакомпании, по словам собеседника "Ведомостей", неисправны не только "Суперджеты", но и в целом до 80% парка самолетов. На сайте "Якутии" указано, что фирма использует свыше 20 самолетов западного и российского производства, однако, по информации Росавиации, на ноябрь 2022 года у перевозчика в наличии всего 15 самолетов.
В августе российские авиакомпании, которые попали под санкции, в том числе "Аэрофлот", начали разбирать самолеты для использования их деталей в качестве запасных частей. Напомним, что Евросоюз запретил экспорт в РФ товаров и технологий, применяемых в авиационном и космическом секторах, и ввел запрет на страхование и техническое обслуживание товаров, связанных с этими отраслями.
В следующем году ожидается получение сертификата полностью импортозамещенного Superjet 100 с российским двигателем. Сертификация и двигателя, и самого самолета будет проходить параллельно. Документ выдается для определения типовой конструкции самолета или его компонента. Он подтверждает, что конструкция соответствует нормам летной годности.