Операторы технического осмотра (ТО) транспортных средств просят разъяснить инициативу Федеральной антимонопольной службы (ФАС) насчет изменений методики расчета стоимости ТО. О том, чем недовольны в индустрии, — в материале Autonews.ru.
ФАС подготовила проект изменений в методику расчета размера платы за проведение ТО транспортных средств № 489/22, утвержденную 30 июня 2022 года. Пока этот документ проходит межведомственное согласование. В нем, в частности, содержатся обновленные с учетом инфляции предельно допустимые тарифы на проведение ТО, которые должны вступить в силу с января 2026 года.
Документ предполагает минимум 50-процентную индексацию стоимости ТО. Для сравнения: с января 2025 года цены на техосмотр выросли в среднем лишь на 7,3–7,5% в зависимости от конкретного региона.
ФАС предлагает установить следующие предельные тарифы на 2026 год:
Также впервые вводится стоимость осмотра городского наземного электрического транспорта: для троллейбусов и трамваев цена составит 1710 руб.
Помимо повышения тарифов в России с сентября 2025 года планируют начать взимать пошлину за передачу данных о пройденном ТО в базу данных МВД. Ее размер — 500 руб. На первом этапе обязанность уплачивать пошлину возложили на операторов, но в конечном счете дополнительные средства возьмут с владельцев транспортных средств. Это подтвердили в беседе с Autonews.ru представители отрасли.
31 июля президент России Владимир Путин подписал законопроект № 960712-8 «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации». Этот документ предполагает введение пошлины в размере 500 руб. за внесение сведений в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) при оформлении диагностической карты по результатам ТО. Закон вступает в силу 1 сентября.
Данное обстоятельство вызвало недовольство среди операторов технического осмотра: в соответствии с п. 1–8 ч. 3. ст. 12 Федерального закона от 01.07.2011 № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», сведения по результату технического осмотра в ЕАИСТО вносят операторы техосмотра. Предполагается, что платить 500 руб. должны как раз они.
Союз операторов техосмотра в связи с нововведением уже обратился в профильные ведомства и к президенту, указав, что в соответствии с принятой в законе формулировкой госпошлина за внесение сведений в ЕАИСТО взимается с аккредитованного оператора, а тариф на услуги не предусматривает уплату пошлины оператором ТО. Выходит, что компенсировать дополнительные издержки за счет клиентов невозможно.
Операторы ТО попросили оказать содействие в уточнении порядка уплаты новой пошлины при оформлении диагностической карты. С сентября многие пункты технического осмотра начнут работать в убыток. К примеру, минимально возможный тариф на выдачу «мотоциклетной» диагностической карты сегодня составляет от 350 руб., но за внесение данных в базу операторам придется заплатить 500 руб.
В обращении Союза операторов содержатся два ключевых предложения:
Иными словами, при одобрении таких корректировок платить дополнительные 500 руб. при каждом прохождении ТО будут именно владельцы транспорта. А значит, эту сумму можно будет добавить к предельно допустимым тарифам ФАС с поправкой на отдельно взятый регион.
«Пошлину в любом случае уплатит автовладелец, — уверен председатель Союза операторов техосмотра Максим Бурдюгов. — Если ничего не сделать, то операторы откажутся от ряда категорий».
«Пошлина в данном случае — это чистое изъятие денежных средств, практически в полном объеме заработанных пунктом техосмотра. Понятно, что коммерческие организации такую деятельность вести не будут. Следовательно, они будут закрываться. Комтранс и такси вновь не будут проходить ТО никак», — прокомментировал ситуацию президент Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин.
В беседе с Autonews.ru Бурдюгов пояснил, что при текущем положении дел операторы будут вынуждены отказываться от выдачи диагностических карт по ряду категорий транспорта.
«С сентября нововведение вступает в силу, если будет техническая возможность. Если МВД не успеет доработать функционал, то не вступит. Операторы будут отказываться от нерентабельных категорий, как у нас с автобусами уже было. Когда начали обязывать операторов проводить техосмотр автобусов, некоторые просто взяли и отказались от этой категории. При оформлении аттестата аккредитации это делается в заявительном порядке: сокращение области аккредитации проводится по заявлению. В опасности категории М1, N1», — считает он.
Эксперт отметил, что ЕАИСТО — это государственная система, для доработки которой необходимо проводить конкурс. Кроме того, речь о незадокументированном функционале, изначально не заложенном в систему.
«Сомневаюсь, что до сентября ее запустят», — конкретизировал председатель Союза операторов техосмотра.
Шапарин также назвал сложившуюся ситуацию нонсенсом.
«Я не знаю, сколько нужно усилий, чтобы поддерживать государственную систему ЕАИСТО. Непонятно, почему вдруг вообще потребовалось вводить пошлину и кому она платится», — заявил он.
Эксперт подчеркнул, что НАС выступает против новой пошлины, поскольку пунктов техосмотра в стране и без того не хватает, а на ТО обязаны ездить машины такси, автобусы, коммерческий транспорт.
«У нас уже была ситуация, когда из-за нехватки пунктов техосмотра в целом ряде крупных городов маршрутный транспорт не мог получить диагностическую карту и не мог выйти на линию. Понятно, что доводить до такого — бессмыслица. Либо нужно техосмотр отменять полностью, либо от пошлины избавляться», — считает эксперт.
В Союзе операторов техосмотра подчеркнули, что тариф, который устанавливается приказом ФАС, не предусматривает новую пошлину. Выходит, что в ряде случаев операторам придется самим доплатить, чтобы провести техосмотр. Отказывать же в проведении ТО они не могут по закону.
«Сама методика расчета предельной стоимости у нас давно устарела. Проблема в том, что она предусматривает процедуру подачи сведений о расходах и доходах пунктов технического осмотра раз в год. На основании поданных сведений считается тариф. Если операторы не подали сведения, тариф индексируется. Методика предусматривает, что операторы ТО будут вести раздельный учет доходов и расходов, но 95% из них работают по упрощенной системе налогообложения. Это мелкий бизнес, где ведется лишь учет доходов. Большинство операторов не предоставляют информацию, и тариф давным-давно не соответствует реалиям рынка», — пояснил Бурдюгов.
В Союзе предложили изменить методику расчета тарифов и начать учитывать региональные особенности. К примеру, содержание пункта ТО в Мурманске стоит намного больше, чем в Краснодаре. В последнем случае помещение не надо отапливать.
«Стоимость ТО необъективна. Возьмем тот же самый нормо-час. Стоимость диагностики по Москве — 3–5 тыс. руб. У нас профессиональные специалисты, обученные на диагностирование. Мы предлагаем ФАС пересмотреть тариф и сделать тарифный коридор. ОСАГО так считается. С коэффициентами, которые влияют на тариф», — уточнил Бурдюгов.
В Союзе предложили за счет введения минимальной и максимальной стоимости ТО простимулировать отрасль:
«Если ввести минимальную и максимальную стоимость, то у нас бизнес по ТО получит стимулирование. Сама стоимость начинает зависеть от конкуренции и спроса. Если отпустить цены, мы сможем высвободить ресурсы государства: комитету под 30–40 человек не нужно будет бегать и собирать документы в каждом регионе. Эти люди смогут заниматься другой деятельностью», — считает глава Союза.
Пока рассматривается два сценария: либо пошлину в размере 500 руб. включат в тариф, либо поднимут стоимость услуги до рыночного уровня, при котором операторам ТО не придется работать в убыток.
Autonews.ru отправил запрос в ФАС на предмет возможности новой корректировки нормативно-правовых актов и включения пошлины в предельную стоимость ТО.
Читайте также: