Социальное такси — это такси для определенных групп населения, оплату которого частично берет на себя государство. Предназначено для некоторых категорий социально незащищенных граждан в качестве одной из мер поддержки. В ряде случаев социальное такси может быть полностью бесплатным и/или предоставляемым частными компаниями на добровольных началах без участия государства. Отличием от обычной услуги частного извоза является то, что соцтакси может доставить только до определенного ряда социально-значимых объектов: больниц, реабилитационных центров, отделений соцзащиты, музеев и т.п. То есть, воспользоваться им для рядовой поездки в гости не выйдет.
С формально-юридической точки зрения география социального такси не ограничена — оно может работать в любом регионе России. Однако систематизировать или вывести общую закономерность по географическому распространению услуги едва ли получится: она полностью зависит от инициатив местных властей. При этом чиновники являются регуляторами, а непосредственно извозом занимаются частные компании, соответствующие ряду установленных требований, и заключивших с госаппаратом договор.
Служба, ответственная за социальное такси, различается от региона к региону. Где-то услугу со стороны государства контролирует Минсоцзащиты, где-то комитет по социальной политике, а в ином случае этим занимается сразу ряд ведомств (например, в Москве — Дептранс и Мосгортранс).
Как и в ситуации с неравномерностью территориального распространения, неодинаковы и категории граждан, которые считаются льготными в том или ином регионе. Полный список групп, имеющих право воспользоваться социальным такси, следует выяснять по месту нахождения человека. В общем же случае услуга может быть доступна (повторимся, все зависит от региона) следующим категориям граждан:
В каждом субъекте федерации могут быть свои дополнительные ограничения для использования социального такси, касающиеся как возраста клиентов, так и различных уточнений по диагнозу или группе инвалидности.
Если гражданин имеет право воспользоваться услугой социального такси, для оформления первой заявки ему необходимо предоставить пакет документов в организацию, уполномоченную контролировать услугу в данном регионе. Сделать это можно либо явившись в организацию, либо удаленно. Подача полного списка документов предусматривается только в первый раз. При последующих оформлениях перевозки этого делать не нужно до истечения установленного срока инвалидности. Если инвалидность поставлена человеку бессрочно — соответственно, в данном регионе гражданин сможет пользоваться услугой пожизненно.
Несмотря на разные ведомства, ответственные за соцтакси в разных регионах, в большинстве случаев услуга доступна после обращения в районный МФЦ или ближайшее отделение соцзащиты.
Для первичного оформления вызова социального такси, в зависимости от категории гражданина и цели поездки, могут потребоваться следующие документы:
Несмотря на привычное название «такси», приставка «социальное» накладывает ряд ограничений на пользование услугой. Помимо того, что обычному здоровому человеку работоспособного возраста просто откажут в вызове, для целевой категории граждан также предусмотрены определенные маршрутные рамки.
Как было сказано ранее, использовать социальное такси в целях личных поездок (в гости, магазин, на пикник) не получится. Услуга предназначена для доставки лиц с подтвержденными физическими или финансовыми затруднениями до социально-значимых, культурно-развлекательных, транспортных или медицинских объектов, а также местных органов законодательной и исполнительной власти. В общем случае список включает такие пункты как:
И снова все зависит от установленных региональными властями и самим перевозчиком правил. Где-то количество сопровождающих не ограничено — например, в Москве можно взять даже сторонних лиц, если позволяют свободные места в машине. В ином месте допускается только два сопровождающих. При этом везде разрешено сопровождение клиента собакой-поводырем.
Для вызова мотора можно воспользоваться либо телефоном (номер необходимо узнать в своем регионе), либо приложением «Социальное такси». Жителям столицы также доступен заказ через мобильное приложение «Московский транспорт». Режим работы устанавливается индивидуально, в зависимости от оператора. Некоторые компании предоставляют услугу круглосуточно, а где-то нужно оставлять заявку заблаговременно, за двое суток до назначенного времени приезда.
Ставка на услуги социального такси регулируется перевозчиком. При этом очевидно, что по итогу всех льгот чек выйдет ощутимо меньшим, нежели при использовании классического такси.
Поездки в московском социальном такси тарифицируется почасово. Так, для Москвы, Новой Москвы и Зеленограда ставка в 2024 году составляет 210 рублей в час. Поездки в пределах Московской области выйдут в 2 раза дороже: 420 рублей в час.
Социальное такси в Санкт-Петербурге оплачивается по другим тарифам. Причем отличие не только в суммах, но и в правилах учета — считается километраж. За один километр поездки по Петербургу пассажир «социалки» заплатит 65 рублей. Если автомобиль оборудован специальными средствами для маломобильных (пандусы и подъемники), такса увеличивается до 98 руб./км. Время часового простоя в Северной столице обойдется крайне дорого: 852 р. за обычную машину и 1153 р. за специализированную.
При этом еще раз напомним основной посыл услуги социального такси: частично или полностью тарифы за поездку покрываются государством. Сумма покрытия будет зависеть от региона, цели поездки и льготной категории пассажира. Оплатить социальное такси можно непосредственно в автомобиле (наличными или через терминал картой), в банкоматах или банках, а также удаленно через приложение.
Читайте также: